Найти в Дзене
ТыжИсторик

Чучело акулы за 12 миллионов "вечнозелёных". Не хотите прикупить?

Автор: Прохожий. Телеграм канал: https://t.me/fogofwarcannel

В 1989 г. британо-американский бизнесмен, магнат рекламной индустрии и коллекционер современного искусства Чарльз Саатчи посетил выставку начинающего английского художника Дэмиена Херста организованную в пустом здании завода Bermondsey. По воспоминаниям устроителей биенале, Саатчи как заворожённый стоял перед инсталляцией Херста «Тысяча лет». Настолько его поразили наглядные рассуждения художника о сущности смерти. В стеклянной витрине из яиц появлялись на свет тысячи личинок мух, чтобы ползти за прозрачную переборку к еде - гниющей коровьей голове. Затем личинки превращались в мух, которые погибали от тока на оголённых проводах мухобойки.

"Тысяча лет". Инсталляция британского художника Дэмиена Херста (Damien Hirst). Фото из открытых источников.
"Тысяча лет". Инсталляция британского художника Дэмиена Херста (Damien Hirst). Фото из открытых источников.

Естественно, что Саатчи решил наладить взаимовыгодное сотрудничество с подающим надежды художником и в 1991 г. заказал у Херста давно задуманную работу, представлявшую собой чучело тигровой акулы, погружённое в «аквариум» с формальдегидом. За произведение искусства Херст запросил совершенно безумную цену – 50 тыс. фунтов. При этом, по утверждению художника, деньги его интересовали меньше всего. Главное, к чему стремился автор – общественный резонанс, который должна была привлечь скандальная сделка. По тем временам сумма казалась настолько нелепой, что именитые арт-дилеры и журналистское сообщество подняли Херста на смех: «50 тысяч за рыбу без чипсов!!!». Тем не менее, стороны ударили по рукам и художник принялся за работу.

Первым делом Херст сел на телефон и обзвонил все почтовые отделения Австралии с просьбой развесить объявление «Требуется пятиметровая тигровая акула» с номером его лондонского телефона. Затраты на акулу составили 6 тыс. фунтов, из них 4 тыс. за поимку злобной бестии и 2 тыс. за обсыпку льдом, упаковку и доставку в Лондон.

Британский художник Дэмиен Херст. Источник https://www.instagram.com/damienhirst/
Британский художник Дэмиен Херст. Источник https://www.instagram.com/damienhirst/

В 1991 году пятиметровая таксидермическая «скульптура» установленная в громадной стеклянной витрине дебютировала на одной из выставок в частной галерее Саатчи. Инсталляция стала главным символом брит‑арта – шокирующего искусства группы художников, известной как «Молодые британские художники» (Young British Artists). Произведение получило довольно замысловатое название: «Физическая невозможность смерти в сознании живущего.»

По задумке автора, создавалась иллюзия присутствия в галерее живой тигровой акулы. Зритель должен был ужасаться от мысли, что она направляется прямо к нему с недвусмысленной целью пообедать. Многие отмечают, что источником вдохновения для Херста, по всей видимости, выступили работы мрачного британского послевоенного экспрессиониста Фрэнсиса Бэкона. Оскал залитой формальдегидом акулы напоминает повторяющийся у мастера мотив раскрытого в крике рта, а прямоугольный аквариум – постоянно встречающиеся на полотнах Бэкона клетки и постаменты.

Дэмиен Херст.  "Физическая невозможность смерти в сознании живущего". 1991 г.
Стекло, сталь, силикон, акула и 5% раствор формальдегида. Размеры: 213,4 x 640,1 x 213,4 см. Фото из открытых источников.
Дэмиен Херст. "Физическая невозможность смерти в сознании живущего". 1991 г. Стекло, сталь, силикон, акула и 5% раствор формальдегида. Размеры: 213,4 x 640,1 x 213,4 см. Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Инсталляция привлекла большое внимание ценителей современного искусства, но ещё больший фурор произвела цена в 12 млн. долларов, за которую Чарльз Саатчи был готов уступить произведение. В роли посредника при продаже акулы выступил самый знаменитый в мире арт‑дилер Ларри Гагосян. Поговаривали, что к акуле сразу же проявили интерес несколько частных коллекционеров, имевших в своём распоряжении значительные финансовые ресурсы.

Однако, уже в 1992 г., произошло нечто, охладившее пыл покупателей. Состояние акулы с момента её первого показа сильно ухудшилось. По всей видимости, технология, используемая таксидермистом для сохранения тканей, оказалась неудачной. Туша начала разлагаться, в результате чего шкура пошла глубокими морщинами и приобрела мерзкий бледно-зелёный оттенок, плавник отвалился, а раствор формальдегида окружающий акулу помутнел. Для зрителя стал создаваться образ чего-то невнятного, плавающего в мутном бульоне.

Считается, что источником вдохновения для Херста выступили работы мрачного британского экспрессиониста Фрэнсиса Бэкона. Изображение из открытых источников.
Считается, что источником вдохновения для Херста выступили работы мрачного британского экспрессиониста Фрэнсиса Бэкона. Изображение из открытых источников.

Кураторы галереи Саатчи попытались исправить ситуацию и плеснули в формальдегид немного отбеливателя, но это только ускорило разложение. В 1993 г. служители окончательно сдались, с акулы сняли шкуру, а затем натянули её на болванку из фибергласса. Но акула так и осталась противной, зелёной и морщинистой.

Здесь перед арт-дилерским сообществом во весь рост встал концептуальный вопрос: Что будет, если заменить разлагающуюся акулу другой? Купить свежую, более злобную тварь, забальзамировать и поместить вместо первой в тот же стеклянный ящик.

Часть искусствоведов сразу же заявила, что если акулу подновить или заменить это уже будет другое произведение. Никто же не будет спорить, что если перекрасить Ван Гога или Ренуара, то появится совершенно другая работа.

Подождите, подождите!!! – возразили арт-дилеры. В этом деле главное не оригинальное произведение искусства, а само намерение художника. Например, есть прекрасный автор инсталляций флуоресцентными лампами Дэн Флавин. Если на его работе перегорает лампочка, то он просто заменяет её на новую и ничего не меняется.

Окончательный итог в споре подвёл владелец акулы Чарльз Саатчи. На вопрос, лишится ли акула, как произведение искусства, своего значения, при замене самой акулы, он ответил: «Полностью!»

Бизнесмен и ценитель современного искусства Чарльз Саатчи. Фото из открытых источников.
Бизнесмен и ценитель современного искусства Чарльз Саатчи. Фото из открытых источников.

Тем не менее, арт-дилеры Саатчи могли творить чудеса и даже в таком непотребном виде сумели продать акулу за 12 млн. долларов финансовому воротиле Стиву Коэну. Здесь правда следует отметить, что спустя несколько месяцев Херст согласился заменить пришедшую в негодность тушу. Новую акулу залили 850 литрами формальдегида более высокой концентрации. Счастливый обладатель произведения искусства теперь регулярно выставляет арт-объект в своих поместьях и специально снятом для этого дела зале на Манхэттене.

Возникает справедливый вопрос: Зачем коллекционер приобрёл это разлагающееся чудовище? Тем более, что акула Херста была не первой. Первопроходцем в этом деле считается Эдди Сондерс, выставивший свою рыбу-молот в витрине маленького магазинчика в Шордиче (Англия). Дело в том, что в заоблачных высотах мира деньгами уже никого не удивить, они есть у всех. Гораздо более важное значение приобретает факт обладания редким ценным артефактом, выделяющим владельца из общей массы. Прямо по Пелевину:

«…теперь клиент хочет показать…, что он может взять миллион долларов и вот так вот, не задумываясь, швырнуть в мусорное ведро. И чем хуже реклама [предмет искусства] тем лучше.»

Во все времена богачи стремились к приобретению "статусных" вещей, которые докажут всему миру, что эти люди действительно богаты. Фактически за сравнительно небольшие деньги приобретается не арт-объект, а новый вес, новое значение в глазах окружающих.

"Окула кродёться". Фото из открытых источников.
"Окула кродёться". Фото из открытых источников.

Думаю, что закончить повествование будет уместно цитатой британского искусствоведа и арт-дилера Дональда Томпсона:

«Будет ли подобное произведение искусства цениться через двадцать пять лет? Будет ли это произведение через десять лет стоить вдвое больше, как, скажем, инвестиционный портфель умеренного риска? Почти для любого произведения искусства ответ будет отрицательным. Из тысячи художников, которые выставлялись в 1980‑х годах в серьезных галереях Нью‑Йорка и Лондона, всего лишь около 20 фигурировало в списках лотов на вечерних аукционах «Кристи» и «Сотби» 2007 года. Восемь из десяти работ, приобретенных на первичном рынке и половина аукционных приобретений никогда не будут проданы по той же цене.»

Автор: Прохожий. Телеграм канал: https://t.me/fogofwarcannel

Спасибо, что дочитали до конца. Ставьте "лайки" и оставайтесь на связи. Подписывайтесь на канал "ТыжИсторик", будет ещё много интересного.

ССЫЛКА на канал автора: ЕСТЬ ТАКАЯ ВОЕННАЯ ТЕМА

В продолжение, для любителей весёлых историй:

САМЫЙ НЕНАВИСТНЫЙ МОНУМЕНТ ШОТЛАНДИИ