Кино - невероятно сложная форма искусства, проходящая множество этапов от зарождения идеи до конечного результата, включая написание сценария, съемочный процесс и монтаж. На производстве даже одного фильма заняты сотни и тысячи людей самых разных профессий, чей совместный труд и составляет самую настоящую магию кино.
Режиссеры и операторы, сценаристы и продюсеры, костюмеры и дизайнеры, инженеры и осветители, специалисты по графике и эффектам, актеры и массовка... Этот список можно продолжать бесконечно. Все они без устали трудятся для того, что создать для нас единое целостное произведение.
Приветствую, студенты-подписчики и просто вольные слушатели Оксенфуртской Академии. Но сегодня я хочу рассказать вам не об особенностях съемочного процесса какого-то абстрактного фильма, а о нескольких интересных фактах со съемок экранизаций книг о Гарри Поттере. Все мы любим эти фильмы, но большинство из нас даже не представляет каким образом был реализован тот или иной их аспект. Пришло время исправить этот досадный факт. Приятного просмотра!
Сложная работа костюмеров
"Гарри Поттер" - история про скрытый от взора обычных людей мир магов. Различия между волшебниками и маглами проявляются во всем, начиная от их поведения и заканчивая одеждой.
И именно колдовская одежда стала довольно большим испытанием для костюмеров. Им необходимо было не только создать уникальные и запоминающиеся костюмы для каждого учителя в Хогвартсе, работника Министерства и даже гоблина, но и придумать с нуля дизайн формы для квиддича, мантий Пожирателей Смерти, одежды зарубежных колдунов, и это уже не говоря о том, что нужно было пошить сотни комплектов школьной формы. Все актеры в кадре, включая массовку, должны были смотреться аутентично и не выделяться. И эта непосильная задача свалилась на плечи команды костюмеров.
Объем проделанной работы уже впечатляет, но самое интересное, что его смело можно умножать на четыре. Ведь по словам Брайана Сибли, автора книги "Гарри Поттер. Рождение легенды", все костюмы вместе с аксесуарами (исключая, разве что одежду массовки) выполнялись в четырех экземплярах: для самого актера, его дублера, естественно, каскадера (дублер и каскадер - далеко не всегда один и тот же человек) и один запасной, на случай непредвиденных ситуаций, которыми, так или иначе, всегда сопровождаются съемки кино.
И, само собой, все они должны были быть неотличимы друг от друга. И если в той или иной сцене одежда героя подвергается изменениям, будь то следы крови или самая обычная грязь, они должны располагаться одинаково на всех экземплярах этого костюма.
Разумеется, уследить за каждым образцом разной одежды всех персонажей практически невозможно. Оттого в любом фильме (не только о Гарри Поттере) с завидной частотой и встречаются обидные киноляпы. Благо, рядовой зритель обычно не замечает их, и они не портят ему впечатление от картины.
Проблемы размером с великана
Но проблемы лишь удваиваются, когда речь заходит о Хагриде. Чтобы достоверно показать великана, его жилье и взаимодействие с остальными актерами, съемочной команде пришлось прибегнуть к различным спецэффектам.
Прежде всего, у актера Робби Колтрейна было несколько высоких дублеров, которые подменяли его на общих планах. Чаще всего это был бывший игрок в регби Мартин Бейфилд, ростом 208 см. А благодаря качественному протезному гриму мы даже не замечаем, когда актер заменяется дублером. И, разумеется, для двух разных Хагридов пришлось делать абсолютно одинаковые экземпляры костюмов, различающиеся лишь размером.
- Какой бы ни был рисунок ткани, нужно его же повторить в более крупном масштабе. И пуговицы найти большего размера, и стежки сделать крупнее. Это просто кошмар!
- Джени Темайм, художник по костюмам
Но для того, чтобы поддерживать иллюзию гигантского размера Хагрида одного дублера было недостаточно. Мастерам по реквизиту пришлось построить целых две хижины Хагрида: обычного и великанского размера. Все содержимое второй хижины, от мебели до столовых приборов, должно было быть повторено в точности, но увеличено в несколько раз.
В первом домике снимался сам Робби Колтрейн и окружение было ему подстать, а в увеличенной версии - остальные актеры, которые казались крошечными на контрасте с гигантской мебелью и прочим реквизитом. Если нужно было показать Хагрида и детей в одном кадре, то подключался дублер и все они отправлялись в "большую хижину", либо использовались различные приспособления в виде подставок и помостов, если того позволял ракурс. В общем, все довольно сложно.
Практически тот же трюк провернули кинематографисты и с летающим мотоциклом. Огромный дублер использовал обычную версию, которая на его фоне казалось игрушечной, а для самого актера создали точно такой же, но уменьшенный мотоцикл. Разницы зрители даже не заметили.
Пир на весь мир
Наверняка вы завидовали Гарри, Рону, Гермионе и прочим ученикам Хогвартса, ведь их 1 сентября ждет самый настоящий пир, который хоть как-то скрашивает последний день перед напряженным учебным годом, а не скучная и банальная линейка, как у вас в школе (привет всем школьникам и студентам, кто читает статью в день её выхода). И тут ваша зависть обоснована, ведь на съемках "Философского камня" вся еда была настоящей.
Более того, режиссер Крис Коламбус настаивал на том, чтобы устроить для актеров роскошный пир, ничем не уступающий описанному в книгах. Это решение хоть и заслуживает уважения, но было не самым мудрым, ведь на съемки сцены длиной 5-10 минут вполне может уйти неделя. Настоящие продукты лишь добавили мороки.
Мы думали приготовить кучу сосисок и прочей типично детской еды, а Крис потребовал, чтобы на столах стояли ростбиф, ветчина, индейка и прочие изыски. Вся еда была настоящая, но в ярком свете софитов она начала ужасно вонять. Мясо приходилось менять каждые два дня, овощи - два раза в день.
- Стефани МакМиллан, художник-постановщик
На съемках второго и последующих фильмов учли опыт "Философского камня" и заменили настоящую еду на несъедобный реквизит. Обычно образцы реальных продуктов замораживали, снимали с них слепки, а затем делали неотличимые от оригинала копии из каучука.
А кроме этого, начальник отдела реквизита Пьер Боханна в одном из интервью поделился своим специфическим рецептом мороженого:
Их делали из смеси каучука и толченого стекла. Стеклянная крошка давала нужную фактуру и замечательно посверкивала на свету.
Звучит очень аппетитно. Но надо отдать должное, отличить настоящую еду от резиновой в фильмах практически невозможно.
А вот ещё несколько коротких фактов:
1. Тот самый шрам Гарри Поттера наносили через трафарет, чтобы каждый раз он выглядел одинаково. Напоминал этот трафарет обычную пластиковую маску с разрезом в виде молнии.
2. Крис Коламбус проделал просто колоссальную работу с детьми-актерами, стараясь добиться от них искренних эмоций. Так, даже в сцене первого появления Почти Безголового Ника, очевидно созданной с применением компьютерной графики, актер Джон Клиз находился на площадке (за кадром) и произносил слова своего персонажа. Так дети общались не с пустым местом, что могло выглядеть неловко, а хотя бы с бесплотным голосом. Правда, это тоже не было идеальным решением, ведь дети постоянно оглядывались и смотрели на самого актера, а не на то место, где должен был быть призрак.
Сам Джон стоял в стороне и произносил реплики, и делал это так динамично, что дети постоянно оглядывались на него, вместо того чтобы смотреть в центр стола, где якобы находится персонаж
- Боб Легато, отдел спецэффектов
3. Превращение тётушки Мардж в шар тоже было вполне реальным и осязаемым. Актрисе пришлось носить громадный костюм и подкладки, имитирующие раздувшееся тело, а на лицо был наложен протезный грим. Компьютерная графика применялась в минимальном объеме и почти все, что мы видим на экране реально происходило на съемочной площадке. Более того, в таком состоянии её ещё и подвесили над землей для съемок сцены, в которой дядя Вернон пытается её удержать. Уверен, не смотря на довольно короткую роль, Пэм Феррис, актриса сыгравшая Мардж, на всю жизнь запомнила эти съемки.
Спасибо, что дочитали до этого момента! Надеюсь, это означает, что вам было интересно, а если так, то не забывайте ставить лайки, делиться своим мнением в комментариях. Ну и подписывайтесь на канал и группу ВКонтакте, чтобы не пропустить продолжение (а поговорить ещё есть о чем) и новые интересные статьи.