Найти тему
Volkswagen Driver

Volkswagen 2023: прощание с механической коробкой передач. Отказ от МКПП как осознанная необходимость

Информацию о скором и окончательном отказе «Фольксвагена» от простой и сравнительно неприхотливой коробки переключения передач сообщило 27 августа этого года авторитетное немецкое издание Auto Motor und Sport. По его данным, основная причина – экономия, необходимость отказаться от наименее прибыльных бизнес-решений.

Рукоятка МКПП автомобиля Golf GTI (фото motor1.com)
Рукоятка МКПП автомобиля Golf GTI (фото motor1.com)

Действительно, «дизельгейт» очень дорого обошелся концерну (как прямо, так и косвенно), развитие электромобильного направления также требует огромных денежных средств на разработку и переоснащение производства. В силу этих обстоятельств концерн в целом и Volkswagen в частности вынуждены экономить на тех направлениях, которые не дают большой финансово-экономической отдачи. Одно из них – механические коробки переключения передач.

На протяжении длительного времени Volkswagen активно «продвигает» роботизированные коробки с двойным сцеплением типа DSG (Direkt Schalt Getrieb, или в прямом переводе с немецкого, «коробка прямого включения передач»). Именно они станут «могильщиками» традиционных коробок с ручным переключением и тем самым избавят Volkswagen от необходимости вкладывать ресурсы в дальнейшее развитие МКПП.

Механическая коробка переключения передач Volkswagen MQ281, 2019 год
Механическая коробка переключения передач Volkswagen MQ281, 2019 год

Автомобили следующего поколения, все еще использующие бензиновые или дизельные двигатели, уже будут обходиться без трех педалей. Первой моделью, полностью лишенной варианта с педалью сцепления, станет Tiguan третьего поколения, который должен дебютировать в 2023 году. Он будет оснащаться исключительно автоматическими трансмиссиями.

Следом за «Тигуаном» последует Passat следующего, девятого, поколения – тоже в 2023 году. Оставшись без МКПП, он также лишится кузова седан (во всяком случае, ожидания именно таковы) и будет создан либо только универсалом, либо универсалом и лифтбэком.

Все последующие обновления моделей «Фольксвагена» также будут лишены МКПП как таковой. А это значит, что для европейского рынка, а также для США и Китая уже с 2030 модельного года больше не должно остаться ни одной модели марки с механической коробкой передач.

Конечно, это решение «Фольксвагена» идет рука об руку с переходом всей группы к «электрической мобильности». Ожидается, что с 2030 года Volkswagen будет предлагать в Европе. только электромобили (более пессимистический сценарий откладывает этот момент на 2033 год). Как бы то ни было, но суть заключается в том, что электромобилям не требуются классические коробки переключения передач. А это значит, что время такой «классики» истекает – ей осталось лет 10-12, если говорить о приобретении новых автомобилей.

Автоматическая трансмиссия DSG-6
Автоматическая трансмиссия DSG-6

По подсчетам немецкого рыночного аналитика Ято (Jato), на автомобильном рынке Германии из 5838 вариантов моделей всех производителей в настоящее время с механической коробкой передач предлагается только 1870 вариантов моделей. Из них 218 с пятиступенчатой ​​МКПП и 1652 с шестиступенчатой ​​коробкой передач. Из 353 вариантов 15 моделей «Фольксвагена» на немецком рынке (без семейства Multivan) 214 в настоящее время оснащены автоматической коробкой передач (включая DSG), а 139 – механической коробкой передач. Если рассматривать только Passat, то соотношение версий с «автоматом» и «механикой» в Германии составляет 21:8. Аналогичное соотношение у «Тигуан» 31:18, а у «Тигуана Оллспейс» - 13:2.

У нас аналогичное соотношение по вариантам активно продающихся в России моделей «Фольксвагена» (Polo, Golf, Passat, Taos, Tiguan, Touareg) составляет 40:8 в пользу «автоматов» и DSG. Причем львиную долю в счет «механики» вносят 6 вариантов модели Polo (а также по одному у «Таоса» и «Тигуана»). В этой связи можно констатировать, что у нас в стране ценители марки Volkswagen, отдающие предпочтение механической коробки передач, уже «оплакали» МКПП и утратили надежды на современные динамичные машины под полным своим управлением.

Три педали хэтчбэка Golf GTI как "лебединая песня"  уходящей эпохи (фото motor1.com)
Три педали хэтчбэка Golf GTI как "лебединая песня" уходящей эпохи (фото motor1.com)

В Европе отказ «Фольксвагена» от МКПП будет более болезненным: пока доля ценителей контроля над машиной там остается более высокой. По данным опроса Auto Motor und Sport, из 6300 проголосовавших 45% высказали свою приверженность МКПП, 38% более высоко оценивают «автоматы», а у 17% нет явных предпочтений.

В принципе, Volkswagen не первый, кто планирует отказаться от механических коробок переключения передач. Несколько ранее о таком же решении в отношении своих будущих моделей объявил Mercedes. Но в случае с «Мерседесом» степень переориентации будет пониже.

"Историческая" рукоятка МКПП автомобилей Passat 6-го и 7-го поколений
"Историческая" рукоятка МКПП автомобилей Passat 6-го и 7-го поколений

Однако Volkswagen, идущий в данном случае ва-банк, скорее всего, повлияет и на другие марки под эгидой концерна Volkswagen Group: Škoda, SEAT и Audi в скором времени, вероятно, будут двигаться в том же, «двухпедальном» направлении. Кстати, Audi уже заявляла, что с 2026 года будет поставлять на рынок только электромобили.

Если Passat будет выпускаться только в «автоматическом» исполнении, то это может означать, что то же самое произойдет и со Škoda Superb следующего поколения, поскольку оба автомобиля будут созданы на общей базе и, как ожидается, будут собираться на одном конвейере в Словакии (на заводе в Братиславе). Поскольку Volkswagen подтверждает, что династия «Гольфа» будет продолжена и в девятом поколении, то велики шансы, что обновленные через несколько лет Škoda Octavia и SEAT Leon также откажутся от педали сцепления. Вероятность того, что Škoda или SEAT останутся «заповедниками» новых машин с МКПП крайне мала.