Информацию о скором и окончательном отказе «Фольксвагена» от простой и сравнительно неприхотливой коробки переключения передач сообщило 27 августа этого года авторитетное немецкое издание Auto Motor und Sport. По его данным, основная причина – экономия, необходимость отказаться от наименее прибыльных бизнес-решений.
Действительно, «дизельгейт» очень дорого обошелся концерну (как прямо, так и косвенно), развитие электромобильного направления также требует огромных денежных средств на разработку и переоснащение производства. В силу этих обстоятельств концерн в целом и Volkswagen в частности вынуждены экономить на тех направлениях, которые не дают большой финансово-экономической отдачи. Одно из них – механические коробки переключения передач.
На протяжении длительного времени Volkswagen активно «продвигает» роботизированные коробки с двойным сцеплением типа DSG (Direkt Schalt Getrieb, или в прямом переводе с немецкого, «коробка прямого включения передач»). Именно они станут «могильщиками» традиционных коробок с ручным переключением и тем самым избавят Volkswagen от необходимости вкладывать ресурсы в дальнейшее развитие МКПП.
Автомобили следующего поколения, все еще использующие бензиновые или дизельные двигатели, уже будут обходиться без трех педалей. Первой моделью, полностью лишенной варианта с педалью сцепления, станет Tiguan третьего поколения, который должен дебютировать в 2023 году. Он будет оснащаться исключительно автоматическими трансмиссиями.
Следом за «Тигуаном» последует Passat следующего, девятого, поколения – тоже в 2023 году. Оставшись без МКПП, он также лишится кузова седан (во всяком случае, ожидания именно таковы) и будет создан либо только универсалом, либо универсалом и лифтбэком.
Все последующие обновления моделей «Фольксвагена» также будут лишены МКПП как таковой. А это значит, что для европейского рынка, а также для США и Китая уже с 2030 модельного года больше не должно остаться ни одной модели марки с механической коробкой передач.
Конечно, это решение «Фольксвагена» идет рука об руку с переходом всей группы к «электрической мобильности». Ожидается, что с 2030 года Volkswagen будет предлагать в Европе. только электромобили (более пессимистический сценарий откладывает этот момент на 2033 год). Как бы то ни было, но суть заключается в том, что электромобилям не требуются классические коробки переключения передач. А это значит, что время такой «классики» истекает – ей осталось лет 10-12, если говорить о приобретении новых автомобилей.
По подсчетам немецкого рыночного аналитика Ято (Jato), на автомобильном рынке Германии из 5838 вариантов моделей всех производителей в настоящее время с механической коробкой передач предлагается только 1870 вариантов моделей. Из них 218 с пятиступенчатой МКПП и 1652 с шестиступенчатой коробкой передач. Из 353 вариантов 15 моделей «Фольксвагена» на немецком рынке (без семейства Multivan) 214 в настоящее время оснащены автоматической коробкой передач (включая DSG), а 139 – механической коробкой передач. Если рассматривать только Passat, то соотношение версий с «автоматом» и «механикой» в Германии составляет 21:8. Аналогичное соотношение у «Тигуан» 31:18, а у «Тигуана Оллспейс» - 13:2.
У нас аналогичное соотношение по вариантам активно продающихся в России моделей «Фольксвагена» (Polo, Golf, Passat, Taos, Tiguan, Touareg) составляет 40:8 в пользу «автоматов» и DSG. Причем львиную долю в счет «механики» вносят 6 вариантов модели Polo (а также по одному у «Таоса» и «Тигуана»). В этой связи можно констатировать, что у нас в стране ценители марки Volkswagen, отдающие предпочтение механической коробки передач, уже «оплакали» МКПП и утратили надежды на современные динамичные машины под полным своим управлением.
В Европе отказ «Фольксвагена» от МКПП будет более болезненным: пока доля ценителей контроля над машиной там остается более высокой. По данным опроса Auto Motor und Sport, из 6300 проголосовавших 45% высказали свою приверженность МКПП, 38% более высоко оценивают «автоматы», а у 17% нет явных предпочтений.
В принципе, Volkswagen не первый, кто планирует отказаться от механических коробок переключения передач. Несколько ранее о таком же решении в отношении своих будущих моделей объявил Mercedes. Но в случае с «Мерседесом» степень переориентации будет пониже.
Однако Volkswagen, идущий в данном случае ва-банк, скорее всего, повлияет и на другие марки под эгидой концерна Volkswagen Group: Škoda, SEAT и Audi в скором времени, вероятно, будут двигаться в том же, «двухпедальном» направлении. Кстати, Audi уже заявляла, что с 2026 года будет поставлять на рынок только электромобили.
Если Passat будет выпускаться только в «автоматическом» исполнении, то это может означать, что то же самое произойдет и со Škoda Superb следующего поколения, поскольку оба автомобиля будут созданы на общей базе и, как ожидается, будут собираться на одном конвейере в Словакии (на заводе в Братиславе). Поскольку Volkswagen подтверждает, что династия «Гольфа» будет продолжена и в девятом поколении, то велики шансы, что обновленные через несколько лет Škoda Octavia и SEAT Leon также откажутся от педали сцепления. Вероятность того, что Škoda или SEAT останутся «заповедниками» новых машин с МКПП крайне мала.