#ibooks_читаяСтругацких #ibooks_читая
ФАНТАСТИКА БЛИЖНЕГО ПРИЦЕЛА, СВЕТЛОЕ СОВЕТСКОЕ БУДУЩЕЕ И БАГРОВЫЕ ТУЧИ
Эпиграф: Наш первый ребенок. Беспомощный, неуклюжый и нелюбимый.
Стругацкие
Жаль, что не могу найти одну статью, которую читал пару лет назад, поэтому коротко перескажу. В статье говорилось о том, что капиталистическим странам мир кажется апокалиптичным. Такое представление о будущем неизменно находит свои корни в настоящем: в капиталистическом мире человек человеку — волк, поэтому истощавший и высушенный, как мертвая аквариумная рыбка, человек видит себе тяжелое будущее.
Советский человек — человек труда, цели и действия. Все общество работает как единая система, а поэтому будущее, людям и писателям, как определенной части людей, представляется оптимистичным. Поэтому одна из главных проблематик фантастики является покорение вселенной и непримиримая борьба с природой.
«Страна багровых туч» хорошо вписывается в концепцию фантастики, о которой говорилось ниже.
Экипаж «Хиус-2» с фотонным реактором нового поколения в составе нескольких человек отправляется покорять Венеру. На экипаже лежит большая ответственность: именно от результатов этого полета будет зависеть судьба планетолета «Хиус-2».
Главный конструктор «Хиуса» верит в этот планетолет и в его возможности, но если эта экспедиция, как и первая, завершится неудачно, то в ракетостроении и планетологии наступит застой, поскольку люди еще долго не смогут сконструировать что-то такое же совершенное, и соответственно, не смогут исследовать другие планеты.
«Страна багровых туч» является фантастикой «ближнего прицела»— идеологической концепцией в литературных кругах советского союза, целью которой является популяризация достижений советской техники и науки.
Для таких произведений характерна слабая проработанность героев, сюжетов, и концентрация на технологических моментах.
В «Стране багровых туч» помимо глав с развитием сюжета, есть научно-популярные выкладки, в которых описывается мир Венеры, который содержит много ошибок. На тот момент не было представления, как выглядит эта планета, поэтому здесь писателям было, где разгуляться.
НО СОЗДАЕТСЯ ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО Я ХЕЙТЮ, ЭТУ КНИГУ
На самом деле, это не так. Несмотря на то, что произведение хорошо выписывалось, несмотря на то, что, как заявляли сами Стругацкие, оно поддавалось цензуре, книга от этого не стала хуже.
Каждый из героев — вполне себе индивидуален, каждый из них испытывает боль и верит в свою миссию— вполне натурально. И каждый из них сталкивается со смертью.
«Страна багровых туч», как мне представляется, — метафора смерти для человека в чужеродном мире. Багровый напоминает цвет крови, и герои, находящиеся в бездне урановой голконды, мечтают о голубом небе.
Покидая безопасное пространство планетолета, ступая на чужеродный грунт Венеры, герои запрокидывают головы в скафандрах и видят: багровые тучи.
И каждый из них в этот момент вспоминает свой дом, Землю и голубое небо.
Подводя итог: все эти тонкости «фантастики ближнего прицела», удобности цензуры, ошибок в описании Венеры, нисколько не делают эту книгу хуже. Спустя года вся эта буря к стакане по поводу публикаций, начатая, наверное, какими нибудь союзами писателей, канула в лету. И в конце концов остается довольно светлая и теплая книжка, несмотря на всю мрачность повествования.