Найти в Дзене

ПОЛИРЕЦЕНЗИЯ: ПУТЬ НА АМАЛЬТЕЮ/СТАЖЕРЫ/ХИЩНЫЕ ВЕЩИЕ ВЕКА

#ibooks_читаяСтругацких #ibooks_читая

ПОЛИРЕЦЕНЗИЯ: ПУТЬ НА АМАЛЬТЕЮ/СТАЖЕРЫ/ХИЩНЫЕ ВЕЩИЕ ВЕКА 

ПРЕДПОЛУДЕННЫЙ БЫКОВСКИЙ ЦИКЛ ИЛИ СТАНОВЛЕНИЕ СТРУГАЦКИХ 

Эпиграф1: Есть только одна проблема. Одна единственная: вернуть людям духовные заботы, духовные переживания. 

Антуан де Сент-Экзюпери

Эпиграф2: Главное — на Земле. Главное всегда остаётся на Земле, и я останусь на Земле. Решено, — подумал он. — Решено. Главное — на Земле…

Жилин 

Подрубите медитативную дорожку «moby» и приготовьтесь к космическому путешествию. Не знаю, получится ли рассказать о трех книгах коротко и интересно, но попробуем. 

Ранее я писал о «Стране багровых туч» — первом произведении Стругацких, в котором они намечают ряд интересных тем, формируют проблематику своих произведений и создают героев, появляющихся в последующих книгах. 

«Страна багровых туч», «Путь на Амальтею», «Стажеры», «Хищные вещие века» — это книги, которые составляют предполуденный, или Быковский цикл: ряд произведений, описывающих альтернативный конец 20 века, в котором победил коммунизм. 

Эти книги — космический лифт, ведущий к большому миру «полудня», в котором описывается уже 22 век, мир победившего коммунизма, изобилия, но огромного количества социальных и духовных проблем.

«Путь на Амальтею» 

Выжившие герои «Страны багровых туч» продолжают странствие по просторам вселенной на фотонном корабле «Тахмасиб». Как и в первом произведении у героев ответственная цель: на Амальтее эпидемия, заразившая большую часть продовольствия. Быков и его экипаж отправляются на планету с продовольственным грузом, чтобы помочь людям. По пути они наталкиваются на метеоритный дождь, связь с кораблем теряется. 

В целом, произведение очень схоже по проблематике со «Страной багровых туч»: интересы и жизнь отдельной личности или интересы всего общества. В «Амальтее» Стругацкие так же склоняются в пользу блага и интересов общества, однако герои, падающие в водородную яму страшной планеты, уже думают не только об интересах общества, но и о своей жизни, о семье, о доме. 

Есть еще одно изменение: Стругацкие отказываются от фантастики «Ближнего прицела», научно-популярных астрономических и планетологических выкладок, и концентрируют внимание на человеке. 

«Стажеры» 

Следующая книга цикла является поворотной и беспощадной, как для героев Стругацких, так и для советского читателя. Юрковский, Быков, Жилин и Крутиков — герои знакомые по предыдущим книгам цикла— бороздят просторы вселенной. Они давно уже прославленные космические путешественники, оставившие на Земле своего старого друга Дауге, которому по состоянию здоровья запрещено летать. Быков — капитан корабля «Тахмасиб», а Юрковский занялся административной работой, теперь он генеральный секретарь чего то, и занимается тем, что наведывается на планеты, в которых есть колонии. Он устраивает проверки и интересуется у людей, как можно улучшить быт на далеких планетах.

В книге поднимается проблема мещанства: как руководителей, так и жителей далеких планет. С одной стороны, мещане — это руководители, которые гробят людей в радиоактивных шахтах ради собственных интересов, а с другой стороны,— это люди, которые в погоне за благами не думают ни о себе, ни о семье, ни о том, зачем им эти блага. 

Но тема эта сквозная, не главная. А главная тема намечается в противостоянии Быкова и Юрковского, и в последующем озарении Жилина. 

Уже не молодой по годам Юрковский просит у Быкова разрешение заглянуть по возвращении домой в кольца Сатурна. Быков, скрепя сердцем, дает свое согласие, но при условии, что тот быстро вернется. 

Истинный планетолог, первооткрыватель и исследователь, поддается искушению, направляется все дальше и дальше, в самую глубь колец. Не буду спойлерить, но заканчивается все невероятно трагично. 

Как и все главные герои этого мира, как и Жилин, как и творчество Стругацких претерпевает коренное изменение, которое выражается в словах Жилина, решившего отказаться от полетов к далеким планетам, от рисков и подвигов, от всего, что ранее делало его счастливым: 

Главное — на Земле. Главное всегда остаётся на Земле, и я останусь на Земле. Решено, — подумал он. — Решено. Главное — на Земле…

Стругацкие, как мне представляется, окончательно отказываются от романтики вселенной и обращают свое внимание на другую вселенную— человека. 

«Хищные вещие века» 

Жилин, испытавший озарение в «Стажерах», является следующим героем книги Стругацких, действие которой происходит уже на Земле. 

Он направляется в страну вечного блаженства и изобилия с расследованием. Сам Жилин представляется горожанам писателем, на что люди отвечают ему, что здесь он работать не сможет, потому что эта страна не для работы, а для отдыха. 

Кстати говоря, тема труда у Стругацких особенная, устами одного из героев они говорят: 

«Есть только три счастья у человека: любовь, дружба и работа. Присутствие одного из них— уже огромное достижение, но и отсутсвие одного из них— беда, ведь их всего три» 

Жилин пытается разгадать тайну сильнодействующего наркотика «слег». В то время, как он пребывает в стране, то обращает внимание на низкую духовную культуру населения: люди здесь грубые, дети зашоренные, а по стране действуют различные радикальные группировки, которые пытаются хоть как то сдвинуть общество с мёртвой точки. 

Ближе к финалу, Жилин раскручивает все переплетения, и добирается до наркотика. 

Как часто бывает в художественной литературе, наркотик «слег»— это метафора. Пребывания человека в состоянии комы, лежащего в ванной с орущим передатчиком волновой терапии. После его употребления все ощущения притупляются, все переживания и терзания обесцениваются, а жизнь становится невыносимой. 

По-видимому, так заканчивается Быковский цикл. Мир победившего коммунизма, мир всеобщего изобилия и колонизации людьми космоса.

Довольно светлый мир, в котором герои противостоят только стихии и природе, и имеющие соответствующего героя — 

сильного, надежного и убежденного Быкова, этот мир постепенно погружается во тьму. Стареет, уходит, как и лучшие года Быкова. 

Что будет дальше — неизвестно. 

Известно одно— я наблюдаю, как открываются металические створки космического лифта, делаю шаг, и направляюсь в мир «полудня»

-2

-3