Найти тему
Ольга Пурчинская

#ИскусствоСредневековья. Индия. Часть третья

Храм Солнца (Сурье) в Конараке. Индия. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета
Храм Солнца (Сурье) в Конараке. Индия. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета

К вершинам индийского зодчества эпохи Средневековья относится огромный храм XIII века в Конараке. Сооружение, находившееся неподалеку от Бхубанешвара, было посвящено культу бога Солнца Сурье. Сегодня от грандиозного комплекса осталась лишь 40-метровая пирамида, которая стоит на высоком постаменте кубической формы. Две наружные стены здания декорированы 24 (по 12 с каждой стороны) рельефами узорчатых колес диаметром по три метра. Также пирамида украшена семью скульптурными изображениями лошадей.

Весь храмовый комплекс, согласно оригинальной задумке, должен был представлять собой огромную сияющую колесницу, в которой едет культовое божество Сурье. На стенах и террасах главного здания было немало изысканных декоративных элементов - резьбы и скульптур божеств, танцовщиц и небесных музыкантов. Считалось, что это воплощение безграничных сил и радости бытия.

На рубеже X-XI веков на юге Индии значительно возросло влияние и могущество династий Пандьев и Чолов. Это обстоятельство привело к резкому увеличению в регионе числа крупных храмовых комплексов. Создавались они на началах, заложенных в зодчестве прошлых эпох. Здания строились и оформлялись с учетом особенностей местного менталитета, в частности, отношения к мирозданию.

Южноиндийские ансамбли выделялись огромными внутренними дворами с оградами и высокими входными воротами, увенчанными башнями в форме пирамиды.

"Большой храм" (храм Брихадешвара) в Танджуре. Индия. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета
"Большой храм" (храм Брихадешвара) в Танджуре. Индия. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета

Один из знаковых и наиболее крупных памятников средневекового искусства Южной Индии - храм Брихадешвара, или «Большой храм» в Танджуре (построен приблизительно в 1000 году). Сооружение посвящено культу бога Шивы. Его массивные статуи обитали в нишах первого яруса. Культовое здание было увенчано 13-ярусной башней пирамидального типа, которая должна была воплощать могущество высших сил и горы Кайласа (именно на ней был простроен храм).

На юге Индии индуизм в Средние Века имел высокое влияние, в штатах и провинциях постепенно складывались канонические нормы и правила, которые были значительно строже северных. Это касалось, в том числе, и произведений искусства: артефакты ревностно оберегались от каких-либо отклонений от установленного порядка. Относительными свободами пользовались лишь мастера культовой мелкой пластики, не зависящей от архитектуры.

Покровитель космического танца Шива Натараджи. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета
Покровитель космического танца Шива Натараджи. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета

Широкое значение для средневековой восточной культуры приобрела школа такой скульптуры в государстве Чола на Юго-Востоке Индии в IX-XII веках. Среди созданных ее представителями шедевров выделяются многочисленные бронзовые изваяния индуистских божеств, прежде всего весьма почитаемого Шивы Натараджи (покровитель космического танца). Сияющая скульптура помещена в огненный круг. Статуя сделана таким образом, что небожитель пляшет на теле поверженного им карлика (демон неведения, одного из самых страшных, согласно местным поверьям, человеческих грехов). Четыре гибких руки Шивы бьют в барабан и держат огонь. Это символ идеи вечного круговорота Вселенной: сотворения, очищения и декаданса (разрушения).

Стихия танца почиталась в Индии задолго до наступления эпохи Средневековья. Она воплощалась в скульптурных изображениях с особым уважением и трепетом. Сила этого искусства, увековеченного в бронзе, представляет собой захватывающее зрелище, полное неописуемого магнетизма. Искусные мастера всегда тщательно продумывали жесты Шивы, повороты его головы, посадку корпуса и т.д.

Раннее Средневековье (VIII-XIIIвека) в Индии связано с подъемом национального каменного храмового зодчества. Для сооружений тех времен характерно разнообразие архитектурных форм. Также впечатляет широта кругозора и богатство воображения мастеров, воплотившиеся в разнообразных орнаментах и скульптурах. Средневековые индийские культовые сооружения стали музеями и сокровищницами, сохранившими множество тайн и загадок национального колорита, полностью не разгаданных до сих пор.

Делийский султанат. Дели. Индия. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета
Делийский султанат. Дели. Индия. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета

На рубеже XII-XIII веков Индия пережила серию нападений народов, верных самой молодой религии - исламу. Результатом стало возникновение в XIII столетии на территории полуострова Индостан нового единого государства - Делийского султаната. Иноземные оккупанты, представители стран Средней и Центральной Азии, стремительно внедряли свою веру в индийское общество, прививали ее постулаты национальным бытовым и культурным традициям.

Первыми удары завоевателей приняли на себя жители индийского севера, южным провинциям на протяжении некоторого времени удавалось сдерживать внедрение в свой менталитет чужеродных элементов. Однако постепенно на территории всей страны культуру стали определять стремительно возникшие индо-исламские традиции.

Иноверные завоеватели начали грандиозное строительство на не тронутых цивилизацией землях Индии. Резиденции правителей активно заполнялись изначально экзотическими для местного населения мечетями, мавзолеями, минаретами и медресе. Вблизи наиболее востребованных среди торговых караванов путей возникали крупные города и другие населенные пункты со своими базарами, рынками, постоялыми дворами и укрепленными замками-крепостями.

Индийское средневековое зодчество исламского периода
Индийское средневековое зодчество исламского периода

Важные изменения коснулись строительных технологий. Если раньше, во времена иудаизма, мастера могли использовать сухую кладку без связующего раствора, то с усилением ориентального влияния им приходилось применять известковый раствор. Это обстоятельство значительно расширило возможности национального зодчества. Индийское зодчество мусульманского периода дополнили новые формы - своды, широкие арки и купола.

Источник: http://artrepriza.com/mem/2208-iskusstvo-blizhnego-i-srednego-vostoka-chast-pyatnadcataya.html

#средневековье #искусство #индия

Индия
37 тыс интересуются