Что должно быть в маркировке, может ли состав ткани отличаться от заявленного на этикетке, как доказать, что купленная форма изготовлена с нарушениями? На эти и другие вопросы отвечает юрист.
1. ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ УКАЗАНО В МАРКИРОВКЕ ШКОЛЬНОЙ ФОРМЫ?
Информация о товарах должна содержать сведения об их основных потребительских свойствах в соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона РФ «О защите прав потребителей». Понятие «основные потребительские свойства» для маркировки детской одежды раскрывается в техническом регламенте Таможенного союза (ТР ТС) 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков». Согласно ч. 8 ст. 9 технического регламента, маркировка одежды в дополнение к обязательным требованиям должна иметь информацию с указанием вида и массовой доли (процентного содержания) натурального и химического сырья в материале верха и подкладки изделия.
Еще больше информации на эту тему ЗДЕСЬ.
2. МОЖЕТ ЛИ НАСТОЯЩИЙ СОСТАВ ТКАНИ ОТЛИЧАТЬСЯ ОТ ЗАЯВЛЕННОГО НА ЭТИКЕТКЕ И НАСКОЛЬКО?
Отклонения от указанных на этикетке значений содержания сырья не должны превышать 5%. Если, к примеру, ткань сарафана вместо указанных 70% вискозы и 30% полиэстера состоит лишь на 60% из вискозы и на 40% из полиэстера – это уже нарушение ч. 8 ст. 9 ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков».
3. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ИНФОРМАЦИЯ НА ЭТИКЕТКЕ НЕПОЛНАЯ ИЛИ МАРКИРОВКА ВОВСЕ ОТСУТСТВУЕТ?
Если при покупке вы не получили полной и достоверной информации о товаре (если отсутствует этикетка, информация на ней неполная, не соответствует действительности), требуйте возврата денег и возмещения убытков. На вашей стороне закон о защите прав потребителей.
4. ИМЕЕТ ЛИ ПРАВО МАГАЗИН ПРОДОЛЖАТЬ ПРОДАВАТЬ ОДЕЖДУ, НЕ СООТВЕТСТВУЮЩУЮ ТРЕБОВАНИЯМ ТР ТС?
Нет. Организациям и предприятиям всех форм собственности, осуществляющим реализацию указанных товаров, необходимо изъять их из оборота и прекратить реализацию.
5. КАК ДОКАЗАТЬ, ЧТО КУПЛЕННЫЙ КОСТЮМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НЕ ТАКОЙ, КАК ЗАЯВЛЕНО В МАРКИРОВКЕ, И ЧТО СОСТАВ ТКАНИ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ЗАЯВЛЕННОГО?
Для того чтобы доказать несоответствие состава изделия, заявленному в маркировке, равно как и фактических свойств изделия обещанным, потребитель может обратиться в экспертные организации, проводящие товароведческие экспертизы и исследования, и, заключив договор, провести исследование, заключение по результатам которого и будет искомым доказательством.
В свою очередь, в случае наличия в товаре недостатка, согласно ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», продавец обязан принять товар с недостатком и вправе провести проверку качества товара. В случае несогласия потребителя с результатами он обязан провести экспертизу за свой счет с последующим распределением стоимости экспертизы соответственно полученным результатам.
Несоответствие товара обязательным требованиям, предусмотренным законом, является одним из видов недостатка, поэтому регулирование ст. 18 закона вполне применимо к рассматриваемому случаю.
6. КУДА И КОМУ СООБЩАТЬ О ТОМ, ЧТО МАГАЗИН ТОРГУЕТ ШКОЛЬНОЙ ФОРМОЙ, НЕ ОТВЕЧАЮЩЕЙ, ПО МНЕНИЮ ПОКУПАТЕЛЯ, ТРЕБОВАНИЯМ ТР ТС ИЛИ С НАРУШЕНИЯМИ В МАРКИРОВКЕ?
При обнаружении подобных случаев имеет смысл оставить отметку в Книге жалоб и предложений магазина, которая должна вестись с учетом сквозной нумерации обращений и с обязательными ответами и фиксацией принятых по обращению решений, а также обратиться с жалобой, возможно в электронном виде, в территориальный отдел Роспотребнадзора по месту нахождения магазина.
7. ЧТО ГРОЗИТ ПРОИЗВОДИТЕЛЮ И ПРОДАВЦУ?
Согласно ст. 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производитель, выпускающий товары без маркировки или с недостоверной, неполной информацией, может быть привлечен к ответственности. Для должностных лиц штраф составляет от 5000 до 10 000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; для юридических лиц – от 50 000 до 100 000 рублей с конфискацией.
То же самое предусмотрено и для продавцов, торгующих товарами без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны. Для должностных и юридических лиц административные штрафы те же, что и для производителя. Предусмотрен также административный штраф для граждан в размере от 2000 до 4000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
- Какие наказания или штрафы ждут производителя, если в изделиях гигроскопичность и воздухопроницаемость не соответствуют ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков»?
Ответственность за нарушения требований технических регламентов, согласно ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и для изготовителя, и для продавца одинакова. Это наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 2000 рублей; на должностных лиц – от 10 000 до 20 000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 20 000 до 30 000 рублей; на юридических лиц – от 100 000 до 300 000 рублей.
К ответственности по ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушителей привлекает суд на основании протоколов, составляемых контрольными органами.
ВАЖНО
Если нарушение требований технических регламентов привело к созданию угрозы или причинению вреда жизни или здоровью граждан, то штраф для таких продавцов и производителей будет больше в 1,5–2 раза.
Информация была полезна? Ставьте лайк и подписывайтесь!
Возможно, вам будут интересны другие наши материалы:
Школьная форма: права и обязанности родителей при покупке и выборе
Как поступить, если к вам попала фальшивая купюра?
Можно ли купить одежду, купленную онлайн?