Найти тему
soullaway soullaway

Как бывшие КВН-щики навсегда изменили российский юмор.

Юмористический жанр во времена СССР вполне вписывался в официозный формат советской массовой культуры. Юмористы выходили на сцену в строгих костюмах, были сдержаны, не позволяя себе лишнего. Нет, конечно, я помню сценки Аркадия Райкина с масками, но это скорее исключение, подтверждающее правило. А кроме того, советские юмористы, на момент попадания в телеэфир, уже были далеко не юношами. Юмор в исполнении артистов студенческого возраста отсутствовал как класс на советском телевидении. Хазанов со своим классическим номером про студента кулинарного техникума выступил, уже будучи тридцатилетним. Почему так сложилось, рассуждать и судить не возьмусь, ибо тут надо быть погруженным в тему. Я же пишу всего лишь мысли обычного телезрителя.

В общем и целом, со стороны ситуация выглядела именно так. Поэтому, когда в 1986-м году на телевидении возродили КВН – юмористическое шоу, которое должно было делаться молодыми и для молодых, воспринималось как глоток свежего воздуха. Шутки в исполнении студентов были смелые и дерзкие для своего времени. Одна фраза «Партия, дай порулить», убирала начисто весь тогдашний юмористический мейнстрим. Кроме того, ребята были раскованы и играли нешаблонно. Именно на КВН-овской сцене появились ростки юмора нового образца.

Поскольку одним из принципов КВН была ротация команд, ради достижения эффекта свежести и новизны, то спустя несколько сезонов игроки команд, ушедших из КВН, оказывались не у дел. Большинство возвращались к обычной жизни, но некоторые начали делать карьеру на телевидении. И постепенно бывшие участники клуба веселых и находчивых стали заведовать большей частью юмористических телешоу.

-2

Первый телепроект, созданный КВН-щиками – это «Джентльмен-шоу», детище игроков команду Одесского университета, выходившее на ВГТРК с 1991-го года. Сами одесские джентльмены практиковали традиционный привычный юмор с фирменным одесским колоритом, но зритель этот юмор любил еще со времен монологов Жванецкого и даже раньше. Поэтому и сама команда, и созданное игроками телешоу были популярны благодаря обаянию актеров и умелому использованию всех штампов, свойственных одесскому юмору. А совместный проект с земляками из другой известной передачи «Маски в гостях у джентльменов» рвал все телерейтинги. Но все-таки одесские джентльмены были неким мостиком между старым и новым юмором.

Революцию на телевидении сделало уже следующее поколение КВН-щиков. С 1995-го года на канале ТВ-6 начала выходить передача «Раз в неделю», где зритель мог увидеть юмористические номера в исполнении Сергея Сивохо, Татьяны Лазаревой, Михаила Шаца, Сергея Белоголовцева, Андрея Бочарова и других участников КВН той генерации. Передача эта была сделана уже по образцу американских юмористических шоу и являлась прообразом «Большой разницы» и «Камеди Клаба». Там делались остроумные пародии на другие телепередачи, в том числе и политические. Евгений Киселев и Андрей Караулов в исполнении Сергея Сивохо смотрелись уморительно. А также выделю «6 секунд», пародировавшую всем понятно, какую программу, это вообще гениально получилось, учитывая сознательно выбранный хронометраж. Ну а одиночные монологи-размышления о жизни в ироническом и пародийном ключе в авторских рубриках – это то, чем потом уже в «Камеди Клабе» занимались Павел Воля и Вадим Галыгин. Тут у меня вне конкуренции рубрика Павла Кабанова «Стиль», где он в образе «нового русского» в бордовом пиджаке, где он давал различные, как сейчас говорится, «лайфхаки», как себя по жизни вести «правильному пацану». Еще один факт, роднящий «Раз в неделю» с «Камеди Клабом» - это конвейерный подход в творчеству. Передача полностью оправдывала свое название, выходя именно раз в неделю, что, конечно, не могло не сказываться на кчестве итогового продукта. Но именно там уже можно было видеть юмор нового образца, не имеющий ничего общего ни с «Аншлагом», ни с «Вокруг смеха». Шутки стали прямолинейней и циничней. Людей старшего поколения многие из них шокировали, но молодежи это дико нравилось. Сужу по себе, в то время студенту-первокурснику, и своему институтскому окружению: процитировать фразу Сергея Сивохо или Михаила Шаца в нужный момент считалось признаком продвинутости.

-3

Позже этот проект трансформировался в ОСП-студию, куда влились новые выпускники Маслякова, в частности, ребята из команды «Дети лейтенанта Шмидта». Бюджет у программы после перехода на СТС в 2002-м году по сравнению с временами пребывания на ТВ-6 явно стал солиднее, номера разнообразнее и интереснее. Творческим пиком этого актерского коллектива стал сериал «33 квадратных метра», из-за схожести тематики соперничавший с ситкомом о похождениях бравого прапорщика Задова. В квадратных метрах также обыгрывались семейно-бытовые коллизии, правда, не в столько гротескно-абсурдной форме, как у Нагиева с Ростом. У ОСП-шников юмор был приземленней, но не менее замечательный. Я, во всяком случае, смотрел с удовольствием, пока проект не сдулся в силу исчерпания творческого потенциала.

-4

Но окончательно КВН-овский юмор утвердился на ТНТ, где с 2005-го года уже новая КВН-овская поросль стала делать «Камеди Клаб». Поколение Гариков: Мартиросяна и Харламова, Павла Воли и Вадима Галыгина, уж извините за пафос, вбило последний гвоздь в гроб юмора классической советской школы, который, изначально богатый на внутреннее содержание, деградировал до уровня Петросяна и «Аншлага». Во всяком случае, он теперь делается сугубо для людей старшего поколения, далеких от молодежного юмора. Вслед за «Камеди Клабом» в эфире появились «Наша Раша», «Камеди Вумэн», «Однажды в России». Впрочем, были у бывших КВН-щиков и откровенно провальные проекты: в частности, «Бла бла шоу» на Рен-ТВ, сделанное парнями из команды «Уездный город». Концепция переплюнуть по пошлости и вульгарности «Камеди клаб» - ну так себе идея. И пошло шутить тоже надо уметь. Если провести параллель с музыкой: есть «Сектор Газа», и есть «Красная плесень». Так и с этими передачами. ТНТ сорвали банк благодаря Мартиросяну и К, у Рен-ТВ это уже не прокатило.

По большому счету, сейчас большую часть юмористического контента занимает именно юмор а-ля «Камеди Клаб». Да, появляются новые молодые комики, уже не все выходцы из КВН, меняются объекты шуток, исходя из контекста сегодняшней повестки, меняется актуальный слэнг, но цинизм, мизантропия и прямолинейность остаются востребованы как аудиторией, так и самими актерами. Тут коренным образом концепция не изменилась. Хорошо это или плохо, однозначно не ответишь. Многие номера нынешних модных стендап-комиков я бы не стал показывать своим детям. С другой стороны, вряд ли мои родители были в восторге от того, что я в 14 лет слушал «Сектор Газа» с Лаэртским, пусть и в промежутках между «ДДТ» и «Алисой». Как бы там ни было, искусство (а юмористический жанр — это разновидность искусства, нравится это кому или нет) на месте не стоит, всегда появляется потребность в чем-то новом, и находятся люди, которые это новое производят. Этим жизнь и интересна!

А на сегодня все, спасибо вам за внимание и до новых встреч.