На протяжении послевоенного 30-летия в нашу страну нередко приезжали большие оркестры из западных стран, ставшие на родине законодателями моды в популярной музыке, издававшие пластинки большими тиражами и аккомпанировавшие известнейшим звездам эстрады, с которыми во время их гастролей познакомились советские слушатели. Поездка по России, вызвавшая у музыкантов неподдельный интерес к русской музыке, привела к тому, что почти все они, вернувшись домой, записали диски, составленные из русских и советских песен. С другой стороны, музыкальный язык, присущий многим из этих составов, был замечен и использован советскими исполнителями оркестровой музыки. Но – обо всем по порядку…
В 1957 году в СССР впервые приехал Мишель Легран со своим оркестром. Свое первое впечатление композитор выразил словами «Это было нечто экстраординарное». Впоследствии он всерьез заинтересовался русским искусством, живописью, даже приобрел несколько картин. Его гастроли вызвали в музыкальной среде страны мощную реакцию – советские музыканты стали создавать биг-бэнды по типу леграновского. Музыкант неоднократно возвращался в нашу страну, лучшие песни композитора прозвучали и на русском языке.
(Позже, в 1961 году отец Мишеля Леграна Раймон Легран успешно гастролировал в СССР с большим эстрадным оркестром и замечательной солисткой, своей женой, певицей Колетт Ренар (Colette Renard). Они привезли большую программу песен о Париже).
В 1959 году оркестр из ФРГ под управлением Макса Грегера отправился на гастроли в СССР и дал 36 аншлаговых концертов – по тем временам событие невероятное. Музыкантам пришлось пройти через «совещание с функционерами Министерства культуры», которые пришли на репетицию. Солист оркестра Удо Юргенс вспоминает: „Это было как во сне. Ни одна рука не шевельнулась для аплодисментов. После каждого номера мы слышали либо 'da' либо 'njet'. Принимались только самые спокойные вещи. Горячие номера, которые, конечно, доставляли нам наибольшее удовольствие, были брошены под стол…»
Зато на первом же концерте, по его же воспоминаниям, «Макс Грегер вдруг вскинул руку и коротко крикнул нам: 'Играем, что хотим!' Это была победа! …Когда мы вернулись в отель "Украина", мы были счастливы, но думали, что теперь нас выгонят из Советского Союза. Но ничего подобного не произошло...“
В 1961 году в Москву из Великобритании с программой «Хитмейкеры» приезжал оркестр Кенни Болла вместе с Петулой Кларк. Повторно оркестр Кенни Болла с ансамблем “Jazzmen” приезжал в СССР ещё и в 1985 году. Интересно, что Кенни Болл и Петула Кларк независимо друг от друга и в разное время записали мелодию «Подмосковные вечера». Но если версия Петулы “You Can’t Keep Me From Loving You” стала всего лишь проходной песней с альбома Petula Sings the World's Greatest Hits, то «Midnight In Moscow» Кенни Болла стала мировым хитом, который после его исполнения стал стандартом для множества великих мировых оркестров.
В 1964 году к нам приехал, пожалуй, самый известный европейский эстрадный дирижер Курт Эдельхаген, без которого не обходилась ни одна развлекательная программа немецкого радио и телевидения. Однако советская музыкальная критика достаточно прохладно восприняла выступление оркестра; причиной тому стало большое количество рок-н-роллов и твистов, включенных в программу солистами оркестра. Положительная оценка была дана только трио «Medium Terzett», исполнявшему народные немецкие мелодии, и – что неудивительно - фантазии на темы современных советских песен: «Сочная гармонизация, изобретательность и блеск партитуры заставляют по-новому оценить хорошо знакомые мелодии» (журнал «Музыкальная жизнь»). Однако в той же рецензии все же упомянули «высокий профессионализм и безупречную технику» музыкантов…
В 1967 году в СССР впервые приехал Поль Мориа. Но – лишь как дирижер оркестра мюзик-холла «Олимпия» под управлением Бруно Кокатрикса и аккомпаниатор также впервые посетившей нашу страну Мирей Матье – несмотря на то, что во Франции уже вышел его альбом русской музыки «Memories Of Russia» (1966), включивший 3 советские песни – «Катюша», «Подмосковные вечера» и «Полюшко-поле».
В 1978 году с 12-летним запозданием Москва встречала Поля Мориа как дирижера собственного оркестра. Этому приглашению мы были обязаны председателю общества «СССР-Франция» композитору Никите Богословскому. В течение гастролей была организована телевизионная съемка Поля Мориа и его музыкантов в студии телецентра «Останкино». Снятый материал показали по Центральному телевидению в «Голубом огоньке» в том же 1978 году. Тогда же композитор записал и наиболее понравившуюся ему советскую песню – «Под музыку Вивальди».
В 1972 году оркестром на гастролях в СССР выступала вокальная группа «James Last Singers». Чем Джеймс Ласт стал для СССР, сегодня и представить себе невозможно: ведь они играли музыку известных рок-групп, которая была чрезвычайно популярна у меломанов. А руководители культурой по рекомендации музыкальных критиков составили представление о музыке Ласта, как о беспроблемной, развлекательной, лишенной бунтарского духа и поэтому вполне приемлемой для советского слушателя. (Хотя остается непонятным, чем не угодила советской цензуре музыка бунта, расшатывающая устои капиталистической системы…)
Из воспоминаний «Ханси» (так называли Ласта на родине): «Меня всюду сопровождали чиновники. Песни Битлз и композицию «Let the sunshine in», из знаменитого психоделического мюзикла «Волосы», исполнять было строго запрещено. Чтобы избежать ограничений и играть эти композиции, мы просто сказали, что это были английские народные песни»…
Гастроли в СССР стали серьезной вехой в творчестве музыканта, и впоследствии Ласт неоднократно возвращался к русской тематике в своих альбомах.
В 1974 году в Советском Союзе побывал культовый дирижер из США Рэй Коннифф. Он стал первым американцем, сделавшим запись в СССР - он записал Ray Conniff in Moscow с помощью местного хора. С пластинки звучали советские песни, знакомые у нас каждому – в достаточно непривычной аранжировке; сам дирижер остался работой доволен, во всех интервью нахваливая советских музыкантов, «разобравшихся в нюансах исполнения чуть ли ни лучше, чем мои американские коллеги». Однако советские ценители музыки восприняли этот эксперимент прохладно; самое мягкое из высказываний наших специалистов звучало так - «лучше бы он этого не делал»…
В 1981 в рамках восточноевропейского турне в Москве и Риге выступил Оркестр Каравелли (настоящее имя - Клод Вазори), известного французского композитора, аранжировщика, дирижера. Под его оркестр пели Морис Шевалье, Шарль Трене, Фрэнк Синатра. На основе впечатлений от русской и советской музыки, услышанной во время гастролей, через год был издан альбом, состоящий из русского фольклора и песен советских композиторов - Р.Паулса, Ю.Саульского, А.Мажукова и др. Также, как и на пластинке Рэя Конниффа, композиции исполняли советские музыканты; однако было и отличие – две песни альбома все же были исполнены непосредственно оркестром Каравелли. Вот они.
Оркестр Каравелли - Любовь настала (Р. Паулс)