Над морем садилось солнце. Двое шли по теплому песку и увлеченно говорили о поэзии. Это была странная парочка. Рядом с могучим загорелым красавцем с копной кучерявых волос хромая толстушка выглядела карикатурно. Женщины бывают некрасивы, но чтобы настолько…
Выпуклый лоб, некрасивый рот, кривые зубы…
Но он не замечал изъянов внешности своей спутницы, а видел только ее удивительно яркие живые глаза, которые смотрели на него с восхищением и нежностью.
Она давно была влюблена в него, но что поэт Максимилиан Волошин вдруг ответит ей взаимностью и думать не смела.
В Коктебель в гостеприимный дом Волошина девушка приехала с другим поэтом- Николаем Гумилевым, который звал ее замуж и писал нежные стихи: "Не смущаясь и не кроясь, я смотрю в глаза людей, я нашел себе подругу из породы лебедей"...
Но решиться выйти замуж за него она не могла, потому что уже была помолвлена с богатым инженером Всеволодом Васильевым, любившим ее с детства.
Гумилев страдал и терпеливо ждал ее решения, не оставляя надежды.
Дорогие женщины, как вам такая завязка? Это притом, что Елизавета Дмитриева, так звали нашу героиню, была на редкость непривлекательна.
И это только начало. Через несколько месяцев эти два знаменитых поэта будут стреляться из-за нее. Их бескровная дуэль станет последней в истории России, но пока до этого дня далеко.
Пока взбешенный поведением своей девушки 21-летний Николай Гумилев отправился ловить тарантулов, а Елизавета Дмитриева на берегу моря влюбленно смотрит в глаза своему кумиру Волошину.
Он на 10 лет старше Гумилева. В нем ощущается сила и доброта одновременно, его харизма завораживает, на него хочется смотреть бесконечно.
А говорит он так, что каждое слово входит в душу как родное, как будто сама так всю жизнь думала, но не могла выразить.
Вдруг море выносит к ногам Волошина необычную корягу из корня виноградной лозы. Это смешной одноногий чертенок с доброй мордашкой. Смеясь, они придумывают чертенку имя «Габриак» и забирают домой. Габриак ( Гаврюшка) пожив немного на книжной полке у Волошина, вскоре уезжает с Лизой в Петербург. Он еще знает какую роль предстоит ему сыграть в жизни девушки.
Одноногий чертик…Лиза с грустью смотрит на него. В детстве все ее куклы были одноноги. Брат и сестра жестоко шутили, отрывая ноги очередной игрушке.
Раз Лиза хромая, то и игрушки у нее тоже должны хромать.
Девочка унаследовала от рано умершего отца слабое здоровье и в 9 лет заболела костным туберкулезом, на долгие годы приковавшим ее к постели. Потом был дифтерит, на несколько месяцев лишивший Лизу зрения.
«Люди, которых воспитали болезни, совсем иные, особенные, »-напишет потом Елизавета Дмитриева.
Уже тогда девочка, которой было так неуютно в жестоком мире, начала придумывать свои идеальные миры, где она была здорова, красива, богата и любима.
Родившись в бедной дворянской семье, Лиза привыкла к бедности и ограничениям, понимала, что ей придется самой зарабатывать на жизнь.
С отличием закончив Василеостровскую гимназию( это будучи такой больной!), Лиза поступила в Императорское педагогическое училище , выбрав направление средневековой французской и испанской литературы.
Первые стихи, написанные Лизой, были на французском языке.
Потом после революции она еще будет заниматься литературными переводами.
А пока в доме Волошина в Коктебеле она читала первые свои стихи, и все больше вдохновлялась от хозяина дома.
Ей аплодировали Алексей Толстой, Иннокентий Анненский и конечно сам Волошин.
Вечером Волошин грустно сказал Лизе: «Выбирай сама. Но если ты уйдешь к Гумилеву - я буду тебя презирать!»
Выбор был очевиден.
Гумилев безнадежно проигрывал Волошину по возрасту в глазах своей возлюбленной.
Когда они познакомились, он много говорил.
Он с пылом рассказывал ей об Африке, об опасностях охоты, а Лиза, посмотрев ему в глаза, сказала только одну фразу: «Крокодилов убивать не надо!»
Эта фраза так поразила поэта, что он без боя сдался этой девушке и полюбил ее всем сердцем.
Несколько дней в Коктебеле все обесценили...
Оскорбленный Гумилев отпустил тарантулов и уехал в Одессу делать очередное предложение Анне Ахматовой.
Вернувшись в Петербург, Елизавета Дмитриева принесла свои стихи главному редактору нового журнала «Аполлон» Сергею Маковскому.
Утонченный эстет, мечтавший чтобы в его редакции мужчины ходили в смокингах, а женщины все были из балерин, Маковский отказался печатать стихи какой-то неэлегантной некрасивой женщины.
А стихи-то были хорошие...
Узнав об этом, Волошин придумал мистификацию, авантюру, в которую без труда втянул влюбленную Лизу.
Они вместе придумали Дмитриевой красивое имя и мистическое прошлое.
В сентябре Сергей Маковский получил очень загадочное письмо. Вместе с ворохом сухих цветов из конверта выпал листок со стихами. От письма едва уловимо пахло духами.
Несколько фраз, написанных по-французски, сообщали, что автором строк была некая Черубина де Габриак, богатая испанская инфанта 18 лет, выросшая в горном монастыре.
Мать ее давно умерла. Отец деспотичен и суров, поэтому девушка вынуждена жить затворницей.
Маковский был пленен историей незнакомки и ее стихами. В этот же день он восторженно прочитал их Алексею Толстому.
Будущий «красный граф» без труда узнал стихи Елизаветы Дмитриевой, недавно звучавшие в Коктебеле, но решил сохранить интригу в тайне.
Стихи напечатали. Был успех и ожидание новых строк.
Вскоре весь поэтический Петербург был заинтригован и заочно влюблен в златокудрую испанскую «ведьму» Черубину.
Она уверенно заняла вакантное место петербургской Музы, правда ненадолго.
Все обсуждали прекрасную Черубину и мечтали увидеть ее воочию.
Маковский был пленен таинственным образом поэтессы, и упорно пытался под разными предлогами встретиться с ней лично.
Не избежал очередной влюбленности и Гумилев. Он тоже в мыслях создал свой образ прекрасной незнакомки и был уверен, что сможет покорить ее.
И только одна женщина в Петербурге терпеть не могла Черубину де Габриак. И это была Елизавета Дмитриева. Она писала эпиграммы на ее стихи и частенько читала их в знаменитой Башне Вячеслава Иванова.
Скажете, забавно?
Но бедная Лиза была на грани помешательства. Она чувствовала раздвоение личности и уже не понимала, что писала она, а что Черубина.
Все тайное рано или поздно становится явным. Обман был раскрыт самой Дмитриевой, случайно проговорившейся поэту и переводчику Гансу Гюнтеру об их с Волошиным мистификации.
Конечно был скандал.
Безумно влюбленный Маковский обещал себе принять Лжечерубину такой как есть, но когда в его кабинет вошла Елизавета Дмитриева, он забыл о своем обещании...
Дверь медленно, как мне показалось, очень медленно растворилась, и в комнату вошла, сильно прихрамывая, невысокая, довольно полная темноволосая женщина с крупной головой, вздутым чрезмерно лбом и каким-то поистине страшным ртом, из которого высовывались клыкообразные зубы. Она была на редкость некрасива. Или это представилось мне так, по сравнению с тем образом красоты, что я выносил за эти месяцы? Стало почти страшно. Сон чудесный канул вдруг в вечность, вступала в свои права неумолимая, чудовищная, стыдная действительность. И сделалось до слез противно и вместе с тем жаль было до слез ее, Черубину… С.Маковский
Больше стихи Черубины де Габриак он не печатал...и стихи Елизаветы Дмитриевой тоже.
Гумилев был взбешен авантюрой. Он не сумел справиться с эмоциями, и публично оскорбил бывшую возлюбленную.
«Вы были моей любовницей. На таких, как Вы не женятся,»-сказал он ей с обидой.
Исходом этого выпада стала вышеупомянутая дуэль с Максимилианом Волошиным. Дуэлянты остались невредимы, став посмешищем желтой прессы. Дело кончилось штрафами в 10 рублей с каждого и недельным домашним арестом Гумилева.
Елизавета Дмитриева не вынесла скандальной известности. Она вышла замуж за своего бывшего жениха Всеволода Васильева и уехала с ним на Урал.
С собой из прошлого она взяла лишь чертенка Габриака, которого когда-то в Коктебеле море вынесло к ногам Волошина.
Лиза так долго была Черубиной де Габриак, что чуть не потеряла себя в этой мистификации.
Не спасло ее даже имя Черубина, хотя это испанское производное от Херувима- ангела, охраняющего райские врата.
Спасибо за внимание и доброжелательность, уважаемые читатели!
Подписывайтесь на мой канал, и я расскажу вам еще немало интересного про Петербург и людей, чьи имена так или иначе связаны с городом.