Найти в Дзене
Михаил Чирва

Чему бизнес научился у природы. Что такое экосистема.

Когда я общаюсь со своими друзьями и знакомыми об экономике и бизнесе, речь нередко заходит об очень трендовых сейчас экосистемах. Мне рассказывают про то, как развивается Яндекс и Google, употребляя из раза в раз это модное слово. Но если я задаю вопрос, что такое экосистема, они отвечают: «Это когда компания создает много разных сервисов в интернете». Однако это не совсем так.

Признаюсь, я тоже допускал эту ошибку. Более того, мне хватало наглости гордо нести эту чепуху на конференциях, в глубине души понимая, что я могу сильно заблуждаться. Но потом я решил подробно разобраться в этой теме и, прочитав полторы тысячи страниц умных книжек, понял, что далеко не только гиганты мирового рынка могут быть экосистемами, и в самом деле их гораздо больше, чем мы думаем.

Самым большим открытием для меня стало то, что все процессы, на которых построены экосистемы в бизнесе, имеют свои аналоги в природных экосистемах. Понимание принципов работы природной экосистемы позволит лучше понять, как работает бизнес. Начнем.

Представьте себе природную зону Тайги, занимающую около половины территории нашей страны. Беря свое начало на северо-западе, она простирается до Дальнего Востока, немного прерываясь в районе Уральских гор. Вся Тайга – это большая экосистема, которая состоит из огромного количества небольших лесов.

От леса к лесу условия жизни немного отличаются: где-то более суровый климат, где-то больше влажность, где-то меньше солнечного света и т. д. В связи с этим, в каждом лесу обитают разные виды животных и растений, и действуют свои уникальные законы. Это значит, что вся мегаэкосистема Тайги состоит из большого количества маленьких экосистем.

Давайте окунемся в одну из них. Перед нами небольшой лес. Его экосистема, как и все другие имеет две составляющие: живые организмы (растения, звери, рыбы, насекомые и т. д.) и условия их обитания (солнечные лучи, воздух, почва, погода, рельеф и многое другое).

А по каким правилам строится здесь жизнь? Очевидно, что наш лес не был бы лесом, если бы природные условия этого не позволяли. Если бы круглый год здесь была экстремально низкая температура воздуха, мы бы сейчас смотрели на вторую Антарктиду: не выросли бы деревья и растения, а значит не появились бы травоядные животные, и, как следствие, хищники, которые ими питаются. Это значит, что первое наше правило – это зависимость разновидностей организмов от окружающей среды.

Теперь стоит обратить внимание, как сами организмы взаимодействуют между собой. По примеру в прошлом абзаце можно сделать вывод, что они часто вместе обедают, причем одна из двух особей обычно оказывается едой. Например, в нашем лесу заяц съест траву, а затем лиса поймает и съест зайца. Этот закон называется конкуренцией видов; он необходим каждой особи, чтобы выжить.

Несмотря на это лисы никогда не съедят всех зайцев в лесу. Они зачастую ловят только больных или толстых особей, потому что другие просто убегают от них. Это значит, что погибают только те организмы, которые оказываются наименее приспособленными. Это правило мы называем естественным отбором.

Он встречается не только в конкурентной борьбе, но и при изменении окружающей среды. Предположим, что в нашем лесу начала постепенно расти среднегодовая температура. Это значит, что растения и животные, которые и так плохо переносили летнюю засуху, начнут массово вымирать, не сумев принять новые условия жизни.

Но не могут же все умереть? Конечно, нет. Среди организмов найдется и множество тех, которые научаться выживать в данных условиях: они сумеют изменить свой привычный рацион или внешний вид, чтобы выжить. Такое явление в экосистеме называется изменчивостью.

Приспособившиеся к новым условиям организмы дадут потомство подобных себе особей, а их потомки, в свою очередь, сделают то же самое. Таким образом, виды, которые не пережили засуху, навсегда исчезнут из нашего леса, а все остальные будут становится все более и более популярными. Именно так работает процесс наследственности.

Взглянув на то, как работает и живет наш лес, мы можем сделать очень важный вывод. Экосистема развивает себя самостоятельно. Никто не планирует сколько кроликов оставить в конце года или каких растений посеять по всему лесу следующей весной. Здесь происходит саморегуляция, которая зависит от того, может ли конкретный вид или особь выживать в данных условиях.

Если бы кто-то и правда принимал подобные решения, то он просто не смог бы учесть такого большого количества факторов. В итоге весь лес скорее всего опустел бы, потому что в нем постоянно появлялись бы организмы, которые не способны принять окружающую среду, тем самым нарушив все пищевые цепи. Это значит, что саморазвитие экосистемы – это главная причина ее постоянства и эффективности.

И что же? В бизнесе экосистема устроена точно так же? Да! И сейчас мы увидим это на примере. Вместо мегаэкосистемы Тайги мы рассмотрим популярную в нашей стране мегаэкосистему Яндекса. Она, как и Тайга, тоже состоит из большого количества маленьких экосистем. Однако это не леса, а сервисы, которые есть у компании. Среди них известные каждому Яндекс.Такси, Яндекс.Поиск, Яндекс.Музыка, Яндекс.Маркет, Яндекс. Драйв и еще около ста других сервисов.

Более подробно мы посмотрим на работу Яндекс.Маркета. Это крупная площадка для покупки широкого ассортимента товаров. Тысячи онлайн-продавцов регистрируются на сервисе и выкладывают свои предложения в общую систему. В этой экосистеме, как и в любой природной, есть «живые организмы» — это продавцы товаров, и есть «условия их жизни» – это сам сервис Яндекс. Маркет и клиенты, которые покупают здесь товар. Например, в Яндекс. Такси вместо продавцов выступают водители, а сам сервис предназначается для совершенно других нужд, что показывает нам различие двух экосистем, как и в случае с разными лесами Тайги.

В бизнесе также действует правило зависимости видов организмов от окружающей среды. Представьте себе сервис с очень плохим оформлением и неудобным интерфейсом, который вдобавок предлагает какую-нибудь бесполезную услугу. Например, приложение, где каждый желающий может продать ржавые гвозди. Не думаю, что найдется много людей, желающих приобрести столь специфичный товар. Продавцы быстро поймут, что заработать здесь деньги практически невозможно и сервис полностью опустеет. Таким образом, мы получим что-то вроде Антарктиды в мире бизнеса.

Наша же экосистема Яндекс. Маркет имеет очень благоприятные условия для жизни. Здесь можно продавать абсолютно любые товары, а значит каждый человек может зайти сюда и поискать что-то для себя. Производители увидят желание клиентов приобретать товары и начнут массово заходить на сервис, чтобы реализовать свою продукцию.

Однако не все продавцы будут одинаково успешны, потому что в бизнес-экосистеме, как и в природе, действует конкуренция. Если в лесу все пытаются съесть друг друга, чтобы выжить, то в Яндекс. Маркете продавцы ведут борьбу с другими продавцами за клиентов, чтобы получить прибыль.

По аналогии, в конкуренции выиграют те продавцы, которые окажутся сильнее других: они предлагают более качественный или менее дорогой продукт. Остальные, в конечном счете, покидают сервис, ничего не продав. Очень напоминает процесс естественного отбора.

Ситуации, в которых окружающая среда подвергается изменениям, в бизнесе происходят гораздо чаше, чем в природе. Каждый год происходит множество событий, меняющих тренды на рынке. В связи с этим, производители и продавцы вынуждены постоянно подстраиваться под нужные тенденции, демонстрируя свою изменчивость, а те, кому это не удается, попадают под все тот же естественный отбор.

Рассмотрим ситуацию, которая действительно может случиться в скором времени. Производители гаджетов перестали выпускать смартфоны с разъемом для наушников, и подключить к ним аудиоустройство теперь можно только через Bluetooth. На большинство продавцов Яндекс.Маркета это событие никак не повлияет, потому что они просто не продают аудиоустройства. Однако тем, кто занимался торговлей проводных наушников, нужно будет принять изменения и увеличить объем продаж беспроводных. Если им это удастся, они хорошо пережили встряску и проявили изменчивость, а если нет – они покинут сервис из-за отсутствия новых клиентов.

После этого события в экосистеме перестанут появляться продавцы, делающие серьезную ставку на проводные наушники. В это время количество предложений по аудиоустройствам Bluetooth будет только расти, что демонстрирует нам процесс наследственности в бизнесе.

И так, сейчас мы увидели, что в экосистемах бизнеса происходят те же процессы, что и в природе. Это значит, что любая бизнес-экосистема также является саморазвивающейся. Любой продавец может свободно зайти на сервис и предложить свой товар покупателям. Если его продукт будет интересен, то он успешно реализует его, если нет, то он выйдет из экосистемы.

Здесь нет никакого главного директора, который принимает основные решения о том, сколько единиц конкретного товара должно произвести конкретное количество конкретных производителей. Ему бы пришлось анализировать спрос во всех отраслях торговли одновременно! Стоит ли говорить, что это огромный объем информации, который бы сводил все расчеты директора к тычкам пальцем в небо? В ситуации с наушниками ему пришлось бы искать огромное количество продавцов, которые торгуют аудиоустройствами Bluetooth, проводить с ними встречи и заключать контракты. Это все будет куда дольше и менее эффективно, чем просто дать возможность продавцам свободно заходить на сервис.

Таким образом, получается, что бизнес-экосистема – это такая организация, которая создает саморегулирующийся рынок, эффективный как для продавцов, так и для их клиентов. Мы с вами рассмотрели пример экосистемы онлайн-магазина Яндекс.Маркет, однако в мире большое количество других экосистем. Например, излюбленные всеми сервисы Tik-Tok и YouTube можно назвать экосистемами видеороликов, Яндекс.Такси экосистемой перевозки пассажиров, а Booking.com – экосистемой аренды квартир и отелей. Если вы разложите работу каждого из них по примеру того, как мы рассматривали Яндекс.Маркет, то вы без труда в этом убедитесь.