На Россию опять накатила избирательная кампания. 19 сентября будут выборы в Госдуму и в региональные парламенты – и по всей стране представители разных партий соревнуются в остроумии и изобретательности.
Например, любопытную агитацию придумали в Вологде. Женщина-кандидат от “Единой России” стала раздавать местным жителям крышки для закатывание банок с вареньем – и на крышках ее фотография.
Крышки выглядят красиво, но на самом деле идея довольно странная. Это еще ничего, когда люди будут закатывать банки с такими портретами, но когда они будут вскрывать эти банки, корежа консервным ножом крышку вместе с портретом - это как?
Непродуманность агитационных материалов порой приводит к неожиданным результатам - и, пожалуй, самая смешная история, которая мне вспоминается, касалось Петра Толстого, заместителя главы Госдумы. Он сейчас баллотируется в новый состав парламента – и вот вспоминается, как журнал “Собеседник” цитировал плкаты в его поддержку:
“Просто приди на выборы. ЗА ТОЛСТОГО!”
“Да они все там толстые”, – приводил журнал шутки блогеров.
Впрочем, порой образ толстяка в избирательных технологиях пытались использовать и совершенно сознательно - например, коммунисты: правда в их агитационных роликах речь шла не о человеке, а о толстом животном.
Коммунисты Петербурга в своих предвыборных кампаниях решили использовать знаменитую кошку, которая прославилась на всю страну после того, как проникла в рыбную лавку в аэропорту Владивостока и съела там огромное количество морепродуктов - на 63 тысячи рублей. Кошка стала партийным символом - и вот как это событие описывалось в манифесте питерских коммунистов:
“Долго блуждая по аэропорту, кошка видела, как скромно питаются служащие, как пассажиры едят свои скромные бутерброды, а тут - лососина, раки, креветки... она ела их за всех нас!”
А могли бы взять и еще более яркий образ - какого-то уже совсем неимоверно растолстевшего австралийского опоссума, который забрался в кондитерскую лавку и объелся там пирожными.
Когда хозяин лавки обнаружил этого опоссума среди недоеденных пирожных, тот уже так раздулся, что не мог двигаться: пришлось спасать его от переедания в ветеринарной лечебнице.
Над коммунистами с их толстой кошкой много смеялись, газеты печатали издевательские публикации об убогом представлении о креативности у кандидатов в депутаты от коммунистов. Но подобные насмешки и скандалы участников предвыборных кампаний не очень пугают – ведь зато о них опять говорят. И как шутят политики, всякая публикация идет во благо, кроме некролога.
По части креативности с различными партиями, участницами предвыборного процесса, не раз пытались соревноваться и работники ЦИК, Центральной избирательной комиссии - и порой получалось довольно смешно. Можно вспомнить, как кто-то в ЦИК вдруг придумал распространять в роддомах специальную литературу на тему выборов.
Журнал “Сноб” приводил разъяснения представителя ЦИК:
“Мы стали выдавать роженицам маленькую брошюрку о том, как надо воспитывать и готовить будущего избирателя”.
И “Сноб” советовал издать такие рекомендации еще и в виде сказок - и рассылать их, для верности, в детские сады. Ну, до сказок пока дело не дошло – однако развлекательные истории для детей на тему выборов уже придумали.
Например, такие истории можно было встретить на детской странице сайта президента. Там в какой-то момент появилась игра, которая рассказывала о выборах в Госдуму. Все объяснялась на примере двухпартийной системы. Чтобы пройти эту игру до конца, пользователям надо было присоединиться к одной из двух партий – любителей купаться в реке любителей собирать грибы.
Участникам игры сообщали, что у них есть право на агитацию и на демонстрации – можно носить с собой плакаты и хором скандировать лозунги. Правда, детям не сообщали, что сначала нужно получить на это особое разрешение. Не было упоминаний о том, что после принятия ряда законов на выборах стало возникать все больше препятствий и ограничений. А так - играйте на здоровье.