О стишке Маршака, и о багажных и пассажирских вагонах российских железных дорог.
Кто ж не слышал стихотворение Маршака о том, как «дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку». Сама дама, как выясняется из дальнейшего текста, ехала тем же самым поездом, но налегке.
Современный человек, если только он не потащит с собой любимый диван, со сдачей багажа столкнётся скорее при путешествии самолётом. В поездах же свои чемоданы и саквояжи мы чаще всего никуда не сдаём, а везём с собой. (Как у того же Маршака поступил его Рассеянный с улицы Бассейной – «внес узлы и чемоданы, рассовал их под диваны»).
Хотя багажные вагоны на российских железных дорогах существуют и поныне. Как раз на тот случай, если кто-то повезёт с собой диван.
Кстати, дальше в столетней давности стихотворении, современные «самолётные» аллюзии вполне можно уловить: «Вещи везут на перрон. Кидают в открытый вагон. Готово. Уложен багаж: диван, чемодан, саквояж, картина, корзина, картонка и маленькая собачонка». Как «бережно» нынче везут, кидают и укладывают багаж в самолёт – факт известный. Ну а железнодорожные работники век назад чем были хуже?
Да, стихотворение было написано Маршаком в 1926 году, железнодорожные работники используют обращение «товарищ», но некий дух «старого, ещё дореволюционного, времени» (ведь НЭП на дворе!) ощущается. В принципе, дух «начала XX века» уже просто в словах – «саквояж» (сейчас-то остался один «чемодан»), «картонка» (понятно, что это коробка для шляп, но сейчас дамы и шляп-то не носят), «корзина» (ну хоть слово в обиходе осталось, но в корзинах сейчас скорее пенсионеры с дач ягоды повезут)… Что до железнодорожной техники, с революции десяти лет ещё не прошло, новое производство только налаживается, на железной дороге всё те же порядки, используют всё те же локомотивы и вагоны, да и новые мало чем отличаются от старых.
Конечно, подвижной состав на железной дороге это не то же самое, что дредноуты и прочие корабли, которые являются чуть ли не самыми «долгоиграющими» техническими устройствами. Но вагоны и локомотивы не то же самое, что современные смартфоны, которые молодёжь меняет ежегодно, в погоне за новинками. Подвижной состав железных дорог и тогда и сейчас эксплуатируется до упора. Вспомним, что после прекращения выпуска в середине 1950-х, паровозы активно эксплуатировались до середины 1970-х, а отдельные везунчики – и до конца 1980-х. Да, вагоны менее ценны, нежели локомотивы, но и они служат долго.
Ну а что же дама? Где ехала она, не замечая, что «только раздался звонок, удрал из вагона щенок. Хватились на станции Дно: потеряно место одно. В испуге считают багаж: диван, чемодан, саквояж, картина, корзина, картонка… - Товарищи! Где собачонка?».
Кстати, станция Дно, что в одноимённом городе Псковской области, даме была вполне по дороге, Маршак вплёл в стих эту станцию не только ради своеобразного названия и рифмы. Не то, что станции Бологое, Поповка, Дибуны и Ямская маршрута Рассеяного с улицы Бассейной, которые находятся в противоположных направлениях. Именно на станции Дно работники железной дороги «вдруг видят: стоит у колес огромный взъерошенный пес. Поймали его - и в багаж, туда, где лежал саквояж, картина, корзина, картонка, где прежде была собачонка».
Сама дама могла ехать, например, в подобном вагоне:
Но, скорее всего, наша дама ехала вот в таком шикарном вагоне, он ближе и по статусу, и по времени:
Тем более, что у этого вагона как раз некая дама стоит и ждёт, чтобы, перед отправлением, «выдали даме на станции четыре зеленых квитанции о том, что получен багаж: диван, чемодан, саквояж, картина, корзина, картонка и маленькая собачонка».
Как вы помните, по прибытии в Житомир всё кончилось самым неожиданным образом. «Собака-то как зарычит, а барыня как закричит: - Разбойники! Воры! Уроды! Собака - не той породы! Швырнула она чемодан, ногой отпихнула диван, картину, корзину, картонку… - Отдайте мою собачонку!».
Это по современным человеколюбивым и либеральным правилам, пассажир может перевозить с собой любимого той-терьера или чихуахуа в особом вагоне. Тогдашней даме своего шпица приходилось сдавать в багаж, результатом чего было резонное железнодорожное: «Позвольте, мамаша! На станции, согласно багажной квитанции, от вас получили багаж: диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку».
Однако за время пути лошадка собака могла подрасти!
Порадуемся же за даму, что по прибытии из Ленинграда в Житомир, она получила от железнодорожников вместо потерянного породистого щенка хотя бы здоровенную дворнягу, а не крокодила.
Француз на русской службе - железнодорожная "иномарка" в СССР
Танк-паровоз. Всё своё ношу с собой
Когла вагон - сам себе локомотив
Устройство колёсной пары - один из музейных "интерактивных демонстраторов"
#железная дорога #история #ссср #литература #поездки по россии #поезда #путешествия #транспорт #стихи #железнодорожный транспорт