Все мы любим гулять по магазинам электроники, особенно если забрели в премиум сегмент.
Представьте, вы зашли в магазин, у видели выставочную стиральную машину, которая гипнотически, так тихо и нежно демонстрирует как умеет стирать. Вы залипли. Вы думаете, что эта машина стирает тише чем вы спите. Стиралка просто стоит и она подсвечена, вы не можете ее ни открыть, ни обойти, вы просто стоите и смотрите на нее, а она продолжает делать вид, что стирает.
Спустя некоторое время вы "отлипаете" от гипноза стиральной машины, сколько времени прошло?
Повернули голову на право, на лево. Нет часов, нет окон, может там стемнело?
Самая первая уловка крупных магазинов это
1) Потеря времени.
В крупных магазинах отсутствуют настенные часы и окна, здесь все как в крупных Казино Лас-Вегаса, где сделано все что бы клиент потерял счет времени.
Ведь важно, что бы клиент не думал о своих бытовых задачах привязанных ко времени, забрать ребенка из школы, запись ко врачу ит.д.
клиент должен видеть новинки технологии и мечтать их приобрести.
2) Музыка
В торговых центрах всегда играет ритмичная но спокойная музыка.
Такая музыка сделана специально и она играет не только в магазинах, но и в кафе и ресторанах.
Этот стиль называется Мюзакле, музыка для лифтов. Эту музыку создают специально что бы вы почувствовали себя максимально комфортно в закрытом помещении, а комфорт сопровождается чувством безопасности и некоторой самоуверенностью. А вот самоуверенный человек в безопасности, может себе позволить потратить на 2-5 тыс. рублей больше чем планировалось.
Музыкальное сопровождение в магазинах использую с 1970х годов, хотя изначально, ее создавали для высотных лифтов, что бы снизить уровень стресса людей, находящихся в железной коробке мчащейся вверх, да еще и с незнакомыми лицами, явно нарушающих в этих объемах личное пространство каждого.
3) Магия Минус Копейка или Магия 999
Это на верно один из самых старух приемов продавцов, когда изменение цены на одну копейку или цент, подсознательно в умах покупателей отпечатывается как цена на целую тысячу меньше.
подумайте как ваш мозг воспринимает цены:
- Чайник - 10 000 руб
- Чайник - 9 990 руб
Ну, как вам? Заметили как цена на 1000 меньше вам сразу нравится больше? И не важно отдаете вы отчет что это всего лишь 10 рублей разница или нет.
Эта уловка действует подсознательно на всех.
Человек просто обращает на первые цифры ценника и игнорирует дальнейшие. Это защитная реакция мозга откинуть не существенную информацию и не сойти с ума в бесконечном потоке чисел.
4) Все дорогое перед глазами.
Еще одна очень хитрая уловка маркетологов, заключается в том, что самые дорогие товары находятся буквально перед вашим носом. И эту уловку разрабатывают для каждого региона а вне которых случаях и для каждого магазина отдельно.
Ее смысл прост, полки надо сделать так, что бы дорогие товары были на уровне глаз целевого покупателя.
Если это винный бутик в центре Минска, скорее всего самые дорогие ходовые вина будут на уровне 180см от пола, а вот например в супермаркете в карелии или на дальнем востоке на уровне 165-170 см от пола.
Товары аналоги и более дешевле будут находится ниже к полу или еще выше, что бы ваш мозг выключал эти товары из поля зрения, т.к. для мозга это все аналоги, просто макароны, просто соусы итд.
А вот детские товары, чаще ставят внизу, взрослый пройдет и не заметит, а любимые чада, увидят, захотят и непременно напомнят родителям что можно было бы и прихватить.
обратите внимание, как на прикассовых стойках, киндер сюрпризы, сосачки на палочках, шоколадные драже лежат сильно ниже а вот например контрацептивы, алкогольные 30тиграммовки опятки у вас перед глазами.
Совпадение? не думаю.
5) Все унесу или стыдно с пустым.
Обратите внимание на тележки, которые так любезно предоставляются супермаркетами своим посетителям.
Мы можете взять хлеб и молоко, но глядя на эту грусную картину в огромной тележке, не вольно подумаете, "Боже, что тут есть та", и набираете еще.
Тележку возить удобно и легко, вы берете и берете, не задумываясь как это все потом нести в пакетах, хорошо если вы на машине.
Случалось у вас такое, что вы оказывались в магазине без машины, набрали кучу всего и думаете, "а зачем мне так много и как теперь это все тащить"? (пишите в комментах)
ощущение незаполненности, вот чего добиваются маркетологи. Доказано: Что увеличение объема тележки в супермаркетах прямопропорционально увеличению товарооборота в магазине.
обычно вы берете 100 йогуртов, вам хватает, но вследующий раз вам дали тележку на 19 процентов больше, и вот вы уже тащите не 100 йогуртов, а 119, и это ваше решение и выбор.
6) Где мои яйца?
Отличная уловка, которая каждый раз вводит меня в бешенство, это ротация отделов в магазине.
каждый человек это набор сценариев, ритуалов, автопилотных зарисовок.
Каждый день вы идете в магазин, протягиваете руку, берете молоко, делаете 2 шага (не отвлекаясь от листания новостной ленты в соц сетях), берете сосиски и на кассу.
Но вот не задача, в один прекрасный момент вы понимаете что представления не имеете где лежит ваше любимое молоко, но на этом месте, на вас смотрит, новый глазированный сырок. и вы такие: "А почему бы и не взять", берете и отправляетесь на поиски молока.
Эта уловка торговых сетей призвана сломать ваши стандартные шаблоны и заставить посмотреть на другие товары и разумеется их взять.
7) Большой брат следит за вами.
Все магазины полностью обвешаны камерами, за каждым из нас следят, это бред.
Как правило по камерам могут выследить объективно подозрительных элементов, в большинстве случаев камеры бесполезны для мелких воришек. Камеры висят что бы следить не затем что вы украли, а за тем что бы понять как долго вы изучаете товар и принимаете решение о выборе. Тем самым создавая тепловую карту выбора в конкретном магазине.
Недавно, за исследование экономического поведения, как раз о том как влияют социальные, когнитивные и эмоциональные факторы, на принятие решение покупателя вручили нобелевскую премию - Ричарду Тайлеру, архитектура выбора.
Мы давно уже на крючке, будьте бдительны и покупайте то что вам действительно нужно.