Найти тему

Общественно экономические формации для малышей

Представьте, что ваш ребенок спросил вас “а что такое феодализм”? Или рабовладение. Что вы ему ответите? Особенное если это вполне серьезный вопрос. Передо мной подобный вопрос встал недавно, и я решил попытаться объяснить это на примере “дурацкой” аналогии. Надеюсь, сильно не соврал, так что делюсь своими мыслями со всей горсткой читателей.

Предположим, у нас есть относительно изолированный мирок, который питается одним хлебом. И пусть это будет вполне достаточное питание. Мирок находится в некой системе общественно-экономических отношений, суть которых, собственно, мы и собираемся объяснить ребенку.

Начнем с первобытный коммунизм. Если кто не в курсе — это самый продолжительный период существования человека. Мы живем некоей общиной и выращиваем хлеб для собственных нужд. Есть люди, которые сильнее и больше работают и получают больше хлеба. Есть “лентяи”, которые получают меньше. Ну а если земля по каким-то причинам перестает давать необходимый урожай - мы меняем стоянку.

Рабовладение. На нашем хлебном поле появилось новое “орудие”. Говорящее, как говорили римские философы. Самый сильный теперь не работает в поле, а берет копье и приводит еще новых “орудий”. Они работают фактически за еду, а мы можем заниматься чем-то попутным. Опционально самый сильный теперь считает, что он бог. И этот уклад жизни дарован свыше.

Феодализм. Мы все-таки поняли, что, то говорящее орудие отличается от нас не так сильно как нам казалось. А еще оказалось, что, если это орудие признать человеком и перестать сажать на цепь - как человек, он работает лучше, чем как орудие. Есть очень-очень сильный человек. Великий полководец, который дарует своим друзьям-князьям землю, на которой мы живем. Мы вроде свободные, но поскольку ближайший нам князь одевается и кормится за счет нас - уходить он нам не дает. А в какой-то момент верховный лидер в приказном порядке прикрепляет нас к земле. Фактически мы работаем на земле нашего князя, отдаем ему назначенное количество хлеба, а все что остается - наше. С другой стороны - если какие негодяи придут на наши земли, то князь первый прыгает на коня, хватает копье и едет отбиваться. Иногда не возвращается. Правда князей стало довольно много и считать себя богами они перестали. Но теперь говорят, что есть всевышний бог и этот уклад жизни дарован свыше.

Капитализм. Земля у нас фактически кончилась. Мы заняли посевами все что смогли. Дальше земли других сильных ребят, а силушки у наших князей заканчиваются - их ведь мало. Теперь они начали гонять на войны нас. Но ведь кто-то должен растить хлеб? Появились интересные ребята. Они сначала создавали нам инструменты, а князьям оружие. Мы с помощью инструментов производим очень много хлеба, и большая часть наших людей уходит работать на открывающиеся предприятия, где производят все подряд. Вплоть до машин, которые производят машины. Для этого нас начинают учить грамоте и наукам. Но все не столь безоблачно. Мы вроде свободные, можем переехать куда нам хочется. Но на новом месте встречаем те же проблемы что и на старом. Мы перестали платить долю хозяину. Теперь он нам платит за нашу работу столько сколько сам захочет. А еще он решает сколько мы будем работать и как. При этом сам назначает цену на хлеб, который мы производим, и продает его нам за полную цену. Батюшка, который вчера рассказывал, что князя с его укладом жизни послал всевышний бог - сегодня рассказывает, что вообще любого правителя нам бог послал. Вместе с его новыми укладами.

Социалистическое общество. Нас выучили настолько хорошо, что нам не нужен хозяин чтобы организовать производство или провести посевную. У нас нет собственником земли или заводов. Мы, посовещавшись сами решаем, что нам сейчас нужнее и направляем наши ресурсы туда куда нам надо. Мы сами коллективно решаем сколько и на каких условиях будем работать. Правда периодически слышим вскрики бывших хозяев о том, что эффективнее отдавать все ему, а он потом сам поделит и объяснит, как нам работать. Хотим производить всего настолько много чтобы каждому хватало всего что только ему угодно. Но до этого расти и расти. Пока используем распределение благ “от каждого по способности каждому по труду”. То есть кто сколько труда вложил - столько и получил. Получается с переменным успехом, так как бывшие хозяева порой сбиваются в кучу и приводят с собой тех, кто пока не живет как мы и твердо убеждены что без хозяина не выживут. Странно, мы вот выжили и прекрасно живем. Батюшку мы больше не слушаем. Песни про бога, хорошо звучат в устах, но на деле - все делают люди своими руками.

Коммунизм. Мы изжили хозяев изо всех нор. Теперь живем все вместе не делясь ни по цвету кожи, ни по используемому в быту языку, ни по какому еще признаку. Мы стремимся везде где только можно использовать машинный труд, что приводит к решениям работать все меньше и меньше. Может мы вообще перестанем когда-нибудь трудиться? Почему? Вселенная столь широка и богата, в мире столько всего непознанного, а значит новые задачи будут продолжать возникать перед нами. Может-быть наши машины когда-нибудь решат, что мы им больше не нужны? Возможно. Но это уже будет совсем другая история

Разумеется, как всякая аналогия - эта ложная. А если говорить честно - еще и плохая. Но мне нужно было кратенько объяснить ребенку суть. Надеюсь, я справился. Исходя из общего понимания таких сущностей - можно сложить понимание терминов “революция”, “контрреволюция” и “гос.переворот”. И когда ребенок услышит про очередную “голубую светло-зеленую революцию ромашек”, то поверхностного ознакомления с событиями хватит для понимания что ему вешают лапшу на уши. На этом все, надо возвращаться к работе. А то хозяин будет недоволен.