Представьте, что ваш ребенок спросил вас “а что такое феодализм”? Или рабовладение. Что вы ему ответите? Особенное если это вполне серьезный вопрос. Передо мной подобный вопрос встал недавно, и я решил попытаться объяснить это на примере “дурацкой” аналогии. Надеюсь, сильно не соврал, так что делюсь своими мыслями со всей горсткой читателей.
Предположим, у нас есть относительно изолированный мирок, который питается одним хлебом. И пусть это будет вполне достаточное питание. Мирок находится в некой системе общественно-экономических отношений, суть которых, собственно, мы и собираемся объяснить ребенку.
Начнем с первобытный коммунизм. Если кто не в курсе — это самый продолжительный период существования человека. Мы живем некоей общиной и выращиваем хлеб для собственных нужд. Есть люди, которые сильнее и больше работают и получают больше хлеба. Есть “лентяи”, которые получают меньше. Ну а если земля по каким-то причинам перестает давать необходимый урожай - мы меняем стоянку.
Рабовладение. На нашем хлебном поле появилось новое “орудие”. Говорящее, как говорили римские философы. Самый сильный теперь не работает в поле, а берет копье и приводит еще новых “орудий”. Они работают фактически за еду, а мы можем заниматься чем-то попутным. Опционально самый сильный теперь считает, что он бог. И этот уклад жизни дарован свыше.
Феодализм. Мы все-таки поняли, что, то говорящее орудие отличается от нас не так сильно как нам казалось. А еще оказалось, что, если это орудие признать человеком и перестать сажать на цепь - как человек, он работает лучше, чем как орудие. Есть очень-очень сильный человек. Великий полководец, который дарует своим друзьям-князьям землю, на которой мы живем. Мы вроде свободные, но поскольку ближайший нам князь одевается и кормится за счет нас - уходить он нам не дает. А в какой-то момент верховный лидер в приказном порядке прикрепляет нас к земле. Фактически мы работаем на земле нашего князя, отдаем ему назначенное количество хлеба, а все что остается - наше. С другой стороны - если какие негодяи придут на наши земли, то князь первый прыгает на коня, хватает копье и едет отбиваться. Иногда не возвращается. Правда князей стало довольно много и считать себя богами они перестали. Но теперь говорят, что есть всевышний бог и этот уклад жизни дарован свыше.
Капитализм. Земля у нас фактически кончилась. Мы заняли посевами все что смогли. Дальше земли других сильных ребят, а силушки у наших князей заканчиваются - их ведь мало. Теперь они начали гонять на войны нас. Но ведь кто-то должен растить хлеб? Появились интересные ребята. Они сначала создавали нам инструменты, а князьям оружие. Мы с помощью инструментов производим очень много хлеба, и большая часть наших людей уходит работать на открывающиеся предприятия, где производят все подряд. Вплоть до машин, которые производят машины. Для этого нас начинают учить грамоте и наукам. Но все не столь безоблачно. Мы вроде свободные, можем переехать куда нам хочется. Но на новом месте встречаем те же проблемы что и на старом. Мы перестали платить долю хозяину. Теперь он нам платит за нашу работу столько сколько сам захочет. А еще он решает сколько мы будем работать и как. При этом сам назначает цену на хлеб, который мы производим, и продает его нам за полную цену. Батюшка, который вчера рассказывал, что князя с его укладом жизни послал всевышний бог - сегодня рассказывает, что вообще любого правителя нам бог послал. Вместе с его новыми укладами.
Социалистическое общество. Нас выучили настолько хорошо, что нам не нужен хозяин чтобы организовать производство или провести посевную. У нас нет собственником земли или заводов. Мы, посовещавшись сами решаем, что нам сейчас нужнее и направляем наши ресурсы туда куда нам надо. Мы сами коллективно решаем сколько и на каких условиях будем работать. Правда периодически слышим вскрики бывших хозяев о том, что эффективнее отдавать все ему, а он потом сам поделит и объяснит, как нам работать. Хотим производить всего настолько много чтобы каждому хватало всего что только ему угодно. Но до этого расти и расти. Пока используем распределение благ “от каждого по способности каждому по труду”. То есть кто сколько труда вложил - столько и получил. Получается с переменным успехом, так как бывшие хозяева порой сбиваются в кучу и приводят с собой тех, кто пока не живет как мы и твердо убеждены что без хозяина не выживут. Странно, мы вот выжили и прекрасно живем. Батюшку мы больше не слушаем. Песни про бога, хорошо звучат в устах, но на деле - все делают люди своими руками.
Коммунизм. Мы изжили хозяев изо всех нор. Теперь живем все вместе не делясь ни по цвету кожи, ни по используемому в быту языку, ни по какому еще признаку. Мы стремимся везде где только можно использовать машинный труд, что приводит к решениям работать все меньше и меньше. Может мы вообще перестанем когда-нибудь трудиться? Почему? Вселенная столь широка и богата, в мире столько всего непознанного, а значит новые задачи будут продолжать возникать перед нами. Может-быть наши машины когда-нибудь решат, что мы им больше не нужны? Возможно. Но это уже будет совсем другая история
Разумеется, как всякая аналогия - эта ложная. А если говорить честно - еще и плохая. Но мне нужно было кратенько объяснить ребенку суть. Надеюсь, я справился. Исходя из общего понимания таких сущностей - можно сложить понимание терминов “революция”, “контрреволюция” и “гос.переворот”. И когда ребенок услышит про очередную “голубую светло-зеленую революцию ромашек”, то поверхностного ознакомления с событиями хватит для понимания что ему вешают лапшу на уши. На этом все, надо возвращаться к работе. А то хозяин будет недоволен.