Вопрос, казалось бы, риторический. Все мы знаем, что происходит с образованием в частности и системой ценностей в обществе в целом. Но всё-таки причины неуважения к учителям глубже, чем кажется.
Думаю, все согласятся с очевидными причинами:
- развал образования и нищенские зарплаты;
- незащищённость от неадекватных учеников и их родителей;
- загруженность отчётами и перегрузки, когда нет времени подумать о себе;
- пропаганда в СМИ и интернете отфотошопленного образа богатой безработной красотки как символа удачно сложившейся жизни;
- бездарный современный кинематограф с убогими образами учителей.
Наверное, кто-то назовёт и другие причины.
Но мне хотелось бы поразмышлять о том, в какой мере мы сами создаём такой негативный образ, в какой мере мы сами виноваты и можем ли что-то с этим сделать.
Во-первых, мне кажется (возможно, ошибаюсь, поэтому приглашаю к диалогу), что многие учителя так привыкли к позиции жертвы, что никак не могут от неё избавиться. Мы не умеем отстаивать своё мнение перед администрацией и требовать простого соблюдения трудового законодательства, например, когда нам ставят огромное количество «окон», нагружают работой, которую выполнять не должны. Единицы могут отказаться, когда их в нерабочее время отправляют на какое-то заседание «для массовки», когда вечером администрация пишет в ватсап и требует пройти опрос о каком-нибудь очередном символе России или качестве укладки труб в новом микрорайоне.
Немногие умеют выстраивать границы с родителями, чтобы те не звонили в десять вечера с вопросом: «А тетрадь для контрольных работ должна быть 12 или 18 листов?» А ещё того лучше – с какими-нибудь претензиями.
Учителя в принципе не привыкли и не умеют отстаивать свои права. В одном из лицеев нашего города дошло до абсурдной ситуации: по непонятным причинам в апреле снизили зарплату на 3000-5000 р., большинство учителей отказались идти к директору и выяснять причину, мотивируя это тем, «как бы хуже не стало». То есть даже пойти и выяснить, почему не доплатили, не выдали свои, заработанные деньги, бОльшая часть коллектива не решилась.
Мы не умеем поддерживать друг друга. Когда администрация или родители необоснованно травят молодого учителя, на его защиту мало кто встанет.
А ещё всегда поражает лицемерие и чинопочитание, какое-то заискивание перед власть предержащими. Совсем недавно на видеовстрече президента с учителями стыдно было смотреть, как учительница благодарит президента за улучшения в жизни учителей и снижение отчётности. Так это же неправда! Зачем? Потому что так сказали в департаменте образования? Понимаю, что отказаться трудно, ведь ещё работать, но за что-то другое поблагодарила бы или говорила бы от своего имени, что лично у неё нагрузка снизилась. Стыдно всё это…
Подробнее о встрече см. в статье «Видеовстреча В.Путина с учителями: снова о повышении зарплат, позитивном образе учителя в СМИ, программе воспитания».
А ведь учителю стоит уважать себя за своё образование, за огромный тяжёлый труд, за энтузиазм и желание научить детей, дать им знания, опыт, воспитание, поддержать и помочь. Помимо всех прекрасных качеств современным учителям необходимо ещё одно – уважение к себе.
Коллеги, перед 1 сентября, когда традиционно на учителей льётся много грязи, хочется сказать: уважайте свой труд, сохраняйте своё человеческое достоинство и учитесь отстаивать свои границы.