(из писем Таврического губернатора А. И. Казначеева
генерал-губернатору Новороссийского края М. С. Воронцову)
Автор - Наталия Сырбу
Читая письма Таврического губернатора А. И. Казначеева, невольно приходишь к мысли о роли личности в истории. И автор писем, и адресат внесли ощутимый и неоценимый вклад в развитие Южного берега Крыма.
М. С. Воронцова и А. И. Казначеева связывали не только служебные отношения, они были боевыми друзьями. Оба - герои войны 1812 года, участвовали в заграничных походах 1813-1814 гг., служили в Оккупационном корпусе во Франции. Когда в 1823 году Воронцова назначили генерал-губернатором Новороссии и Бессарабии, Казначеев стал заведовать его канцелярией. С начала 1827 по 17 апреля 1829 года А. И. Казначеев – градоначальник Феодосии, в течение последующих 9 лет – губернатор Таврической губернии. В общей сложности более 40 лет служил под началом М. С. Воронцова.
Как губернатор А. И. Казначеев отправлял своему непосредственному начальнику М. С. Воронцову различные официальные бумаги. Однако между ними существовала и частная переписка, сохранилось 126 писем. Эти письма не пересылались по почте, а передавались специальными посыльными или через близких людей. В них говорилось о том, о чем нельзя было сказать в официальных бумагах – о реальной ситуации в губернии в течение десятилетия. А десятилетие это оказалось как созидательным, так и чрезвычайно трудным.
Главной заботой генерал-губернатора Новороссии, в которую входили Екатеринославская, Таврическая и Херсонская губернии, а также Бессарабская область, было хозяйственное освоение вверенных ему территорий. Будучи ответственным за развитие края, М. С. Воронцов стремился привлечь в местные органы управления лиц, наделенных необходимыми деловыми и нравственными качествами. Со временем сложилось понятие «чиновник Воронцовской школы», к которой по праву относился и А. И. Казначеев. В одном из писем М. С. Воронцов писал, что он «питает к А. И. Казначееву братскую дружбу ˂…˃, что не знает более благонамеренного человека, души более чистой».
Острейшая проблема, с которой довелось столкнуться А. И. Казначееву, явилась борьба с эпидемиями. Он практически в каждом письме (1829-1831 гг.) информировал Михаила Семеновича: «если бы не Севастопольская чума, то я бы мог сказать: у нас идет все недурно», «Слава Богу! Кажется удалось мне все устроить по безопасности нашего прекрасного Крыма от Севастопольской чумы», «В Севастополе чума прекратилась ˂…˃ из Херсона прибыли к нам несколько человек с холерой ˂…˃ припадки холеры в Симферополе ˂…˃ в неделю померло здесь до 6 душ», «Холера у меня в губернии еще продолжается ˂…˃ в Симферополе она была сильнее, тут в полтора месяца она до 40 человек уморила» и т.д.
Система карантинных мер в Севастополе вызвала большое недовольство, так называемый «чумной бунт», в результате которого был убит генерал-лейтенант, военный губернатор Севастополя Н. А. Столыпин. Воронцов срочно прибыл в Севастополь и по приказу императора взял на себя командование всеми войсками и администрацией города. Проявив хладнокровие и волю, восстановив все санитарные меры, удалось остановить распространение инфекции.
Главным инфраструктурным проектом этих лет было строительство дорог в Крыму. Мысль о строительстве дорог высказал император Александр I, когда совершал путешествие по Южному берегу в 1818 году. Проект был разработан в 1821 году инженером А. А. Бетанкуром. Это был «первый в южной и центральной России насыпной искусственный путь, проложенный не по старым трактам, а по совершенному бездорожью». Строительство велось в несколько этапов. В 1824-1826 гг. был построен участок от Симферополя до Алушты. Руководил работами инженер-полковник Шипилов. По указу императора работы велись силами 2-го батальона Козловского пехотного полка. В апреле 1825 года в Крым был направлен еще один батальон – 2-ой батальон Нашебургского пехотного полка. В этих двух батальонах числилось 940 человек. В течение месяца прокладывалось до 5 верст, в особо трудных местах – до двух верст.
О важности и грандиозности этого проекта английский путешественник Джеймс Уэбстер в 1827 году записал в своем путевом дневнике: «Грандиозный проект сооружения дороги вдоль Южного берега Крыма, которая существенно облегчит сообщение между деревнями и городами, станет для других поселенцев еще одним аргументом в пользу того, что им стоит здесь обосноваться; и мы не сомневаемся, что вскоре, прежде чем пройдет много лет, эта живописная и плодородная часть Крыма станет одним из самых многолюдных, богатых и любимых мест громадной Российской империи».
Летом 1826 года начали строительство дороги от Ялты до Балаклавы. На этом участке работало до 670 человек. Дорога от Алушты до Ялты начала прокладываться значительно позже. Работы велись в двух направлениях – от Алушты к Ялте и навстречу - от Ялты к Алуште.
В 1832 году было официально разрешено нанимать на строительство дороги вольнонаемных рабочих и поселян. В письме Воронцову Казначеев сообщал: «Дорога от Алушты к Ялте начата уже и идет успешно. По 1-е июля сделано более трех верст. Сначала рабочие не умели взяться за дело, и Шипилов должен был лично давать им уроки, как действовать киркою, долотом и лопатами ˂…˃ надеемся дойти до Ялты в начале будущего года». Особенно большой приток рабочих был в 1833 и 1834 годах в связи с неурожаем и голодом.
Только дороги не могли обеспечить перемещение пассажиров, нужны были также средства перемещения. М. С. Воронцов числился первым в списке учредителей конторы крымских дилижансов. В 1832 году были поставлены первые 6 дилижансов. По его поручению Казначеев подыскивал место для организации конного завода.
В августе 1833 года началось строительство ялтинского мола. 1 августа «около здания таможни собрались строители, солдаты, жители Ялты, купцы. Прибыл М. С. Воронцов с супругой. Священник освятил начало и закладку первого камня-блока в каменный мол».
В 1834 году М. С. Воронцов заказал в Англии пароход «Петр Великий», предназначенный для рейсов в порты Крыма. Регулярное пароходное сообщение по Черному морю было установлено летом 1835 года.
Процитируем еще раз Джеймса Уэбстера: «Мы отправились дальше, чтобы посетить виноградники графа, которые простираются вдоль косогора по направлению к морю. У него более пятидесяти пяти тысяч кустов виноградных лоз, главным образом сортов Бургундского и Мускат. Стоит отметить, что сам граф Воронцов, нынешний губернатор Новой России, сделал много для развития местного виноградарства – как вложением собственных средств, так и либеральными мерами и политикой примирения. Проводя реформы, он не ограничился только собственными владениями».
Крымское виноделие было любимым детищем графа Воронцова. Он своей настойчивостью и энтузиазмом вовлек в это занятие многих крымских землевладельцев. В письмах А. И. Казначеев постоянно докладывает, как обстоят дела: «Ваше Айданильское вино все с жадностью хотят покупать ˂…˃ на Каче, Алме и Бельбеке вина довольно ˂…˃ Бельбекское лучше всех вышло, а качинское больше всех», «Винодел в имениях ваших необходим: Фельдман не успевает быть везде во время виноделия ˂…˃ Новых владельцев у нас много прибавляется ˂…˃ даже Стевен, кричавший против Магарача, взял участок».
В сентябре 1837 года ожидался приезд в Крым императора Николая I с семьей. Таврическому губернатору А. И. Казначееву и Новороссийскому генерал-губернатору М. С. Воронцову было чем отчитаться. Край преобразился. Вдоль побережья талантливые архитекторы органично вписали в ландшафт дома новых землевладельцев. Садовники разбили роскошные парки. Вдоль дорог построены почтовые станции «предназначенные властями для поселения путешественников и их благоустроенного приема».
В присутствии Николая I и императрицы Александры Федоровны 17 сентября 1837 года была освящена церковь Иоанна Златоуста, построенная по проекту Г. И. Торичелли. Это знаменательная дата в истории Ялты. В этот день император принимает решение о придании Ялте статуса уездного города.