Найти тему
Искусство Сибири

РОМАНТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ПЕДАГОГИКИ: ВИТРАЖ ЦЕНТРА "ЗДОРОВЬЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ"

Монументальное искусство советского периода вызывает интерес обычных горожан, урбанистов, общественников. В Кемерове при поддержке Фонда президентских грантов реализовывается проект «Хрупкое вечное». В центре внимания проекта сохранение и популяризация советских витражей.

В этом тексте пойдет речь о витраже, размещенном в Кузбасском региональном центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности», расположенном по адресу пр. Ленина, 126 а. В 1980 – первой половине 1990-х годов в этом здании размещалось педагогическое училище.

-2

Витраж расположен напротив главного входа в холле первого этажа здания. Формат витража представляет собой вытянутый по горизонтали прямоугольник. Изначально восприятие витража включало в себя подсветку изнутри, но в момент его осмотра система освещения не работала. Автором витража считается Сергей Одинцов.

Данный витраж продолжает тему символической интерпретации образования и науки, начатую в витраже «Древо познания» Кемеровского государственного университета. Основные изобразительные элементы этого витража уже использованы автором в КемГУ.

-3

Центральной фигурой витража центра развития личности стала аллегорический образ педагогики. Как образ науки в КемГУ, педагогика воплощена в монументально трактованной женщине с развивающимися волосами. Женщина изображена во всю высоту витража. В одной ее руке зажата раскрытая книга. Крупный монументальный формат женской фигуры смягчается дробными членениями платья и волос. На аллегорическое значение фигуры указывает использование ахроматического колорита. Все крупные стекла в фигуре женщины белого цвета. Стеклами темно-синего и черного цвета выделены конструктивные части фигуры. Лицо и ладони нарисованы черной краской под обжиг.

-4

Как и в КемГУ в витраже центра здоровья и развития личности основой композиционного и смыслового построения стала растительность. В КемГУ С. Одинцов абстрактно трактует ствол дерева, а в центре он отказывается от конструктивных элементов дерева и изображает только листья и ветви. Ветви и листья направлены по диагоналям формата и придают динамику композиции. Листва и фон вокруг фигуры женщины построены на сочетании белого, желтого, зеленого, красного, синего цветов. Округлые линии листьев, их линеарное и колористическое многообразие оживляют композицию витража.

Но главный концептуальный элемент композиции заложен в расположенных в листьях стеклянных белых квадратах. С. Одинцов изобразил на этих квадратах инфографику, символизирующую отрасли научной и образовательной деятельности учреждения. Изображения (глобус, растение, книга, микроскоп и т.д.) едва видны на белом фоне, и только при подсвечивании фонариком можно узнать изображение и проассоциировать с определенной отраслью.

Художественное своеобразие витража построено на сочетании алюминиевого каркаса и нетекстурированного стекла контрастных оттенков. Особым выразительным средством стало преобладание белого цвета стекол, которое должно было подсвечиваться изнутри электрической подсветкой. Подсветка белых стекол придает выразительность аллегорическому образу педагогики и открывает зрителю связи между педагогикой и другими сферами науки и образования.

Описание и анализ витража из центра здоровья и развития личности привели к выводу о том, что при разработке данного произведения Сергей Одинцов оттолкнулся от идеи созданного ранее витража «Древо познания» Кемеровского университета.

Родство двух витражей проявилось:

1. в обращении к образу монументальной женщины символу науки или педагогики;

2. В использовании мотивов древа;

3. В разработке инфографики, для обозначения разных сфер науки и образования.

В витраже проявляются черты авторского стиля Сергея Одинцова, проявившиеся в изображении лица женщины красками под запекание, общей лирической трактовкой образа женщины и окружающей ее среды, отказа от строгой орнаментальности декора, предпочтении ассиметричных и сложных ритмичных решений. Существенным дополнением к романтическому образу педагогики должна была быть подсветка стекол витража.

В большинстве своих работ С. Одинцов стремился к сильному эмоциональному переживанию зрителя. Однако, современные изменения в интерьере – непродуманная установка стеклопакета или потеря электрической подсветки приводит к снижению выразительности витража.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц