Найти тему

Гидросамолет Short 184: торпедой пли!

Приветствую вас друзья! Сегодня поговорим о самолете, который впервые совершил успешную торпедную атаку.

На кануне первой мировой войны идея использовать аэроплан для нанесения торпедных ударов по неприятельским кораблям рассматривалась военно-морскими штабами в разных странах. Капитан итальянского флота Алессандро Гидони, экспериментировал с сбрасывание массогабаритного макета торпеды с Farman MF.7 в 1912 году. Это привело к тому, что инженер Рауль Патерас Пескара и Гидони разработали и построили самолет-торпедоносец, с которого в феврале 1914 года была сброшена 375-фунтовая торпеда, но проект был закрыт, поскольку по результатам испытаний характеристики самолета оказались недостаточными. Американский адмирал Брэдли А. Фиске в 1912 году получил патент на на "Способ и устройство для доставки торпед подводных лодок с дирижаблей". Он предполагал, что вооруженные торпедами дирижабли будут атаковать неприятельские суда ночью. В России были планы превращения в торпедоносец только что созданного к тому моменту бомбардировщика "Илья Муромец".

Не осталась в стороне и "Владычица морей". В сентябре 1914 года британское Адмиралтейство объявило конкурс на создание самолета-торпедоносца. Аппарат предполагалось оснастить только что созданным к тому моменту 225-сильным двигателем жидкостного охлаждения Санбим "Маори". Победителем в конкурсе вышла фирма братьев Шорт. И, надо сказать, это не было случайностью.

В 1901 году братья основали предприятие по выпуску аэростатов. В 1908 году во Францию прибыл Уилбур Райт, который провел серию демонстрационных полетов на своем биплане. Новое чудо техники поразило европейцев. Освальд Шорт, оценив перспективы летательных аппаратов тяжелее воздуха, купил у братьев Райт лицензию на производство самолетов их конструкции. В результате братья Освальд и Гораций Шорт и организовали первый в мире авиазавод. Поначалу их продукция не пользовалась особым успехом. Но ситуация начала меняться в начале 1910-х годов, когда преодолев традиционный консерватизм, к аэропланам стал проявлять интерес английский флот. В 1912 году по заказу британских ВМС был построен гидросамолет Short S.41 - одноместный поплавковый биплан с тянущим винтом. Успех его испытаний послужил основой для дальнейшего сотрудничества с фирмой.

Short S.41 - экспериментальный гидросамолет, послуживший началом успешного сотрудничества с Королевскими ВМС
Short S.41 - экспериментальный гидросамолет, послуживший началом успешного сотрудничества с Королевскими ВМС

Вскоре за экспериментальным S.41 последовали уже более-менее серийные двухместные машины Type 81. В июле 1913 года эти самолеты, размещенные на специально оборудованном крейсере "Гермес", в качестве разведчиков уже участвовали в маневрах британского флота.

Непосредственный предшественник - двухместный гидросамолет Short Type 81
Непосредственный предшественник - двухместный гидросамолет Short Type 81

28 июля 1914 года лейтенант Артур Лонгмор на Short Type 81 смог впервые осуществить успешный сброс 14-дюймовой торпеды. Правда, как торпедоносец, данный самолет оказался практически непригоден к использованию. При подвески торпеды мощности 160-сильного мотора едва хватало на то, чтобы поднять в воздух только одного летчика и запас топлива всего на полчаса полета. Но сама идея военным понравилась.

Первые прототипы нового торпедоносца, получившие обозначение "тип 184" и "тип 185" были готовы к 21 апреля 1915 года. На следующий день прошли их приемные испытания и 30 апреля машины перелетели на базу гидросамолетов в Феликстоу. Самолет получил официальное обозначение Short Admiralty Type 184. В строевых частях его часто называли Short 225 - по мощности мотора.

Сборочный цех завода Bradford Works фирмы Phoenix Dynamo Manufacturing Co, одного из производителей Шорт 184, лето 1917 года. На переднем плане видны поплавки
Сборочный цех завода Bradford Works фирмы Phoenix Dynamo Manufacturing Co, одного из производителей Шорт 184, лето 1917 года. На переднем плане видны поплавки

Ещё до начала испытаний адмиралтейство заказало установочную партию в 10 машин, что позволило в короткий срок развернуть крупносерийное производство. Поставки серийных машин начались в июне того же года. Всего различными фирмами, включая "Шорт", было построено 944 экземпляра, не считая прототипов. Дополнительный заказ на 169 машин был отменен, в связи с окончанием первой мировой войны.

-5

По конструкции самолет представлял собой цельнодеревянный одномоторный трехстоечный биплан. Фюзеляж имел ферменную конструкцию коробчатого сечения, скругленное установленным сверху гаргротом. Обшивка фюзеляжа полотняная, за исключением капота двигателя, изготовленного из листового алюминия.

Справа  - двигатель со снятым капотом на мотораме. Слева структура каркаса фюзеляжа со снятой обшивкой.
Справа - двигатель со снятым капотом на мотораме. Слева структура каркаса фюзеляжа со снятой обшивкой.

Крылья одинакового размаха, но нижнее крыло имело меньшую площадь. Выпускались самолеты и в модификации полутораплана - с укороченным нижним крылом. У полуторапланов верхнее крыло усиливалось расчалками, которые приподнимались над ним в виде специальной пирамиды. Каркас крыла дерево, обшивка полотняная. Элероны установлены на верхнем крыле. Для удобства хранения в ангаре крылья выполнены складными.

Хвостовое оперение стандартное, состояло из киля, стабилизаторов, рулей поворота и высоты. Несмотря на наличие киля, руль поворота был плавающего типа.

Шасси самолета поплавковое. Два больших поплавка размещались на стойках под центропланом, а хвостовой поплавок под фюзеляжем в районе киля. Для улучшения управления на воде хвостовой опорный поплавок в задней части оснащался водяным рулем, который располагался на одной оси с аэродинамическим рулем поворота. На нижнем крыле с каждой стороны размещалось по одному предохранительному поплавку. На берегу гидросамолеты перемещали на колесных тележках, крепившихся на тросах под задней частью поплавков, т.е. у центра тяжести самолета, благодаря чему удерживать хвост руками над землей было достаточно легко.

Самолет оснащался различными двигателями. Изначально это был уже упомянутый Санбим "Маори" мощностью 225 л.с. В дальнейшем ставились и другие моторы фирмы Санбим: "Маори I"(260 л.с.), "Маори III" (275 л.с.), "Гуркха"(240 л.с), "Маниту"(300 л.с.). Часть машин получила моторы Роллс-Ройс "Игл" мощностью 250 л.с. и 240-сильные "Рено".

Экипаж состоял из двух человек: пилота и летчика-наблюдателя, выполнявшего также функции бортового стрелка. Имелось два варианта размещения экипажа. Если пилот находился в передней кабине, задняя оснащалась пулеметом. Пилотская кабина могла располагаться сзади. В этом случае турель поднималась над передней кабиной на стойках до уровня верхнего крыла. Для стрельбы летнабу приходилось становиться на сиденье, но зато он мог вести огонь на 360°.

На этом фото виден механизм крепления и сброса торпеды самолета
На этом фото виден механизм крепления и сброса торпеды самолета

Стрелковое вооружение самолета состояло из одного 7,7-мм пулемета Льюис на штыревой установке. Поздние серии машин оснащались турельной установкой Скарфа.Боекомплект пулемета состоял и трех дисковых магазинов по 97 патронов в каждом.

На специальном устройстве между поплавками подвешивалась 368-килограммовая торпеда. Во время взлета торпеда практически полностью находилась в воде, а потому сильно тормозила движение машины. Вместо торпеды можно было подвешивать авиабомбы массой до 236 килограмм в различных комбинациях: одну весом 520 или 500 фунтов или четыре 112-фунтовых. Шесть самолетов были переоборудованы в одноместные бомбардировщики6 на месте кабины летнаба внутри фюзеляжа оборудовался бомбовый отсек на девять 65-фунтовых бомб. Такая модификация получила название Short 184 D.

Чарльз Эдмондс (1891-1954) - британский военный пилот, который впервые в истории провел воздушную торпедную атаку. В годы второй мировой войны дослужился до звания вице-маршала авиации Королевских ВВС. Справа - сброс торпеды с гидросамолета Шорт 184
Чарльз Эдмондс (1891-1954) - британский военный пилот, который впервые в истории провел воздушную торпедную атаку. В годы второй мировой войны дослужился до звания вице-маршала авиации Королевских ВВС. Справа - сброс торпеды с гидросамолета Шорт 184

Боевое применение самолеты получили во время Дарданелльской операции. 12 июля 1915 года гидроавиатранспорт "Бен-май-Кри" прибыл к проливу Дарданеллы с двумя "шортами" на борту. Несколько недель новые самолеты совершали ознакомительные и разведывательные полеты. 12 августа 1915 года самолет под управлением флайт-коммандера Чарльза Эдмондса совершил первую в истории успешную воздушную торпедную атаку. Сброшенная с самолета торпеда попала в турецкий транспорт, который сразу же затонул. Тут правильнее сказать что успех был достигнут совместными усилиями, поскольку ранее пароход был поврежден английской подлодкой Е-14. Но всего через пять дней Эдмондс атаковал и потопил ещё один турецкий пароход и на этот раз это была "чистая" победа торпедоносца.

Гидроавиатранспорт "Ben-my-Chree" - был переоборудован из быстроходного торгового парохода. Скорость 24 узла. Нес на борту 4-6 гидросамолетов и вооружение из четырех 76-мм орудий и двух 47-мм зенитных пушек.На снимке виден устроенный в кормовой части ангар в котором хранились гидросамолеты. Корабль был потоплен турецкой береговой артиллерией 11 января 1917 года.
Гидроавиатранспорт "Ben-my-Chree" - был переоборудован из быстроходного торгового парохода. Скорость 24 узла. Нес на борту 4-6 гидросамолетов и вооружение из четырех 76-мм орудий и двух 47-мм зенитных пушек.На снимке виден устроенный в кормовой части ангар в котором хранились гидросамолеты. Корабль был потоплен турецкой береговой артиллерией 11 января 1917 года.

17 августа второй самолет под управлением флайт-коммандера Джорджа Дакра был вынужден приводниться у турецкого берега из-за неисправности мотора. Увидев это, турки направили буксир с абордажной командой чтобы захватить самолет. Однако британский пилот не растерялся и смог прицельно выпустить торпеду находясь на плаву. После этого турки отправились на дно, а экипаж самолета смог запустить мотор и улететь на базу.

На этом применение "шортов" в качестве торпедоносцев в Дарданелльской операции закончилось. В дальнейшем Эдмондс и Дакр совершали лишь разведывательные и бомбардировочные полеты. 8 ноября 1915 года они отбомбились по железнодорожному мосту через реку Марица в Болгарии. Правда маломощные 65 - и 112-фунтовуе бомбы не смогли причинить столь прочной конструкции серьезные повреждения. Ситуация изменилась после принятия на вооружение 500-фунтового боеприпаса - это было уже достаточно мощное оружие для разрушения капитальных объектов.

Шорт 184 с бомбами на подвеске вместо торпеды. Под поплавками видны колесные тележки на которых самолет передвигали по суше. В задней кабине установлена пулеметная турель, но сам пулемет отсутствует.
Шорт 184 с бомбами на подвеске вместо торпеды. Под поплавками видны колесные тележки на которых самолет передвигали по суше. В задней кабине установлена пулеметная турель, но сам пулемет отсутствует.

В феврале 1916 года пять гидропланов были переброшены в Месопотамию. Базируясь на реке Тигр у г. Ора, они летали на разведку и бомбардировку турецких позиций, а также были задействованы в снабжении припасами осажденного гарнизона г. Кут.

В водах метрополии самолет в основном применялся для противолодочного патрулирования. 31 мая 1916 года гидросамолет "Шорт"184 с авиатранспорта "Энгадайн" участвовал в знаменитом Ютландском сражении. Пилотируемый лейтенантом Рутландом, он обнаружил германский Флот Открытого моря.

Самолеты "Шорт"184 привлекали и к нанесению бомбовых ударов по базам немцев на побережье Бельгии. Например, большая группа "шортов" в ночь на 9 ноября 1916 года бомбила Остенде и Зеебрюгге. В качестве бомбардировщиков использовались и самолеты, базировавшиеся в Италии и на островах Эгейского моря.

Подъем самолета из ангара одного из авианесущих кораблей на палубу. Обратите внимание на сложенные крылья самолета.
Подъем самолета из ангара одного из авианесущих кораблей на палубу. Обратите внимание на сложенные крылья самолета.

Отдельную страницу в истории самолета занимает борьба против германских морских дирижаблей, которые буквально терроризировали Англию. Адмиралтейство решило разведать базы воздушных кораблей, расположенных на побережье Северного моря. 25 марта 1916 г. оно отправило на выполнение задания авиатранспорт с двумя палубными Сопвич "Бэби" и тремя поплавковыми "Шорт" 184. Операция была весьма рискованной, поскольку нехватка топлива или технические проблемы при возвращении на плавбазу грозили вынужденной посадкой в море. В итоге так и случилось - вернулись только "шорт" и "сопвич", но базу "цеппелинов" все-таки удалось обнаружить. Второй "сопвич" совершил вынужденную посадку в бухте. "Шорт" на глазах многочисленных зевак приводнился рядом и взял пилота "сопвича" к себе на борт. Места в кабине не было, летчик уселся на плоскости крыла, ухватившись за стойки. Тяжело груженый гидроплан долго набирал скорость и, наконец, оторвался от воды. Но двигатель не выдержал перегрузки и отказал — пришлось садиться. Вечером британский самолет захватила моторная шлюпка с вооруженными немецкими матросами.

После окончания Первой мировой войны гидросамолеты "Шорт" 184 участвовали в интервенции в Советскую Россию. На Каспийском море действовала 266-я эскадрилья, на Балтику и Север России отправились оснащенные этими самолетами гидроавиатранспорты "Арк Роял", "Наирана", "Пегасус", "Энгадайн". Также на Балтике действовал и авианосец "Виндиктив" - "шорты" взлетали с его палубы используя колесные тележки установленные на поплавки. Всего в операциях на территории нашей страны было задействовано до 50 машин "Шорт" 184.

Short 184 взлетает с палубы авианосца HMS Furious. Разбег осуществлялся при помощи колесных тележек, которые сбрасывались после взлета. Посадка осуществлялась на воду.
Short 184 взлетает с палубы авианосца HMS Furious. Разбег осуществлялся при помощи колесных тележек, которые сбрасывались после взлета. Посадка осуществлялась на воду.

В Королевских ВВС служба "Шортов" закончилась в 1921 году. После окончания войны самолет поставлялся в Грецию, Чили и Эстонию, получивших соответственно пять, шесть и восемь машин. Эстонцы эксплуатировали свои самолеты дольше всех - аж до 1933 года.

Ещё во время войны два самолета для ознакомления и испытаний передали французам и ещё один японцам.

Для своего времени гидросамолет "Шорт" 184 был удачной конструкцией, о чем свидетельствуют и масштабы производства и продолжительность его эксплуатации. На его базе был впоследствии разработан и сухопутный дальний бомбардировщик. Но, главное, чем Шорт 184 оставил свой след в истории - это был первый самолет-торпедоносец успешно примененный в боевых условиях.

Источники: А.И. Харук. "Бомбардировщики Первой Мировой войны. Более 60 типов воздушных кораблей", Обухович, А. Никифоров "Самолеты Первой мировой войны", J. M. Bruce "Short 184"

Друзья! Если понравилась статья - ставьте палец вверх, оставляйте комментарии! Буду очень рад. Не забывайте подписываться на канал и смотрите также прошлые публикации. И до новых встреч на "Историческом броневичке"

Смотрите также:

Бомбардировщик Farman F.50: лучший из французских бомбовозов Первой мировой