Это воспоминания о выставке. Большая Прогулка. Так называлась выставка Надежды Эверлинг. Петербурженка. Нет, скорее все же - ленинградка, с рабочих или творческих окраин… Спальный Петербург.
Я не знала ни ее, ни ее работы до выставки в Эрарте в 2016 году. Однако, после вернисажа длиною в три часа мне почему-то хочется называть её просто Надей, как называют старых добрых друзей и знакомых.
Судьба её удивительна и одновременно легко узнаваема. Эта женщина - одна из нас, живущих в городе Петра.
Специалисты называют её самым недооценённым художником Петербургской школы. Среди тех, кто так считал и Михаил Шемякин.
Она оставила после себя огромное наследие. И, как это часто бывает, признание к ней пришло и приходит после её ухода из жизни...
Надя прожила короткую жизнь (1962 - 2014). Была и театральным художником и преподавателем. Надеждой Альфредовной помнят ее ученики. Любимый преподаватель по живописи и композиции.
Её городские пейзажи завораживают узнаваемостью и теплотой, при том, что это не парадный блистательный афишный Петербург. Это сумрачный и нежный город, и живопись Нади - нежная, с грустинкой.
Мне её живописный стиль напомнил знаменитого на весь мир москвича и парижанина Оскара Рабина, только пастельнее и добрее.
Щемящие душу городские окраинные пейзажи. Даже не подозревала, что и это может быть на полотне художника…
Она жила на Парашютной, гуляла в Коломягах и скверах Чёрной речки. Она писала с огромной скоростью и поспешностью. Торопилась...
Я тоже когда-то жила на Парашютной, гуляя в деревянных Коломягах и проезжая ежедневно по дуэльным местам Пушкина. Возможно, именно поэтому меня так 'ударили' её пейзажи, как будто увиденные моими глазами. И сколько ж я ещё не увидела!..
А ещё Надя творила необыкновенные (!!!)тканевые коллажи.
Просто покупала на барахолке старые вещи на Удельной, безошибочно выхватывая цепким взглядом художника драгоценную говорящую ткань из груды барахла, кроила, строчила, строчила, строчила на старой тетиной машинке Зингер.
Её коллажи - это шедевры без преувеличения, достойные лучших музеев мира. Я вообще считаю эту выставку подарком петербуржцам.
…На вернисаже осиротело бродил муж Нади, тоже художник. Умные, добрые глаза. Слепому видно, несколько прошедших лет не смирили его с утратой. Он - в стильной нарядной жилетке, сшитой Надей…
Какие же таланты живут рядом с нами, часто неприметные и не узнанные. Будем внимательны?
P.S. Произведения Надежды Эверлинг находятся в частных собраниях России, Германии, Австрии, Италии, США, Норвегии и в коллекциях музеев Старой Ладоги, Твери, Севастополя и Москвы.
©️ 2021 Мила Тонбо