Каждый вагон, обращающийся на сети отечественных железных дорог имеет свой номер. Это должны учитывать как моделисты, изготавливающие модели, так и производители моделей, если хотят выполнить не фантазийную модель, а модель, имеющую реальный прототип.
Нумерация вагонов в современном понимании возникла в 1963 году, при этом она была модифицирована и претерпела изменения в 1984 году. В первой части о принципе нумерации вагонов 1963 года. Фактически данная нумерация затрагивает конец III эпохи, полностью IV эпоху и начало V эпохи.
В 1963 году весь парк грузовых вагонов получил семизначную нумерацию, расшифровав которую можно было немало узнать о вагоне, например род вагона, число осей, объем кузова и т.п.
В системе нумерации, принятой в 1963 году, первая цифра обозначала род вагона, вторая цифра - число осей, третья длину рамы платформы, объем кузова полувагона и т.п. Четвертая, пятая и шестая цифры информации не содержали и с остальными цифрами составляли инвентарный номер вагона. Седьмая цифра обозначала наличие или отсутствие сквозной тормозной площадки и ручного тормоза.
Рассмотрим подробнее значение и расшифровку ряда цифр в номере.
Первая цифра:
2 - крытые вагоны, 4 - платформы, 6 - полувагоны, 7 - цистерны, 8 - изотермические вагоны, 9 - прочие вагоны.
Вторая цифра:
для крытых вагонов: 0, 1 - двухосные вагоны, 2,3,4 - четырехосные с объемом кузова менее 120 кубических метров, 5, 6, 7 - с объемом кузова 120 кубических метров и более;
для платформ: 0,1 - двухосные, 5 - четырехосные с длиной рамы до 13,4 м, 6,7 - четырехосные с длиной рамы 13,4 м и более;
для полувагонов: 0,1 - двухосные, 2,3,4,5,6 - четырехосные с деревянным кузовом и люками в полу, 7 - четырехосные остальные, 8 - шестиосные, 9 - восьмиосные;
для цистерн: 0 - двухосные нефтебензиновые, 1 - двухосные остальные, 3,4,5 - четырехосные нефтебензиновые, 6 - четырехосные для химических грузов, 7 - четырехосные для остальных грузов, 8 - шестиосные, 9 - восьмиосные;
для изотермических вагонов: 0 - двухосные с льдосоляным охлаждением, 4 - четырехосные с пристенными карманами, 5 - четырехосные с потолочным оборудованием, 6 - четырехосные с индивидуальным машинным охлаждением, 7 - вагоны в составе рефрижераторных поездов или секций;
для прочих вагонов: 0 - двухосные для перевозки грузов (полувагоны, хопперы, для птиц, баки для воды и мазута и др.), 1- двухосные не для перевозки грузов (дезкамеры, прачечные, врачебно-санитарные, контрольно-весовые платформы и др.), 5, 6 - четырехосные для перевозки грузов, 7 - четырехосные не для перевозки грузов, 9- транспортеры (независимо от числа осей).
Третья цифра:
для всех четырехосных крытых вагонов: 0,1,2,3,4,5,6 - без несъемных хлебных щитов или самоуплотняющихся дверей, 7,8,9 - с несъемными хлебными щитами или самоуплотняющимися дверями, для двухосных крытых вагонов информации не содержит;
для всех платформ: информации не содержит;
для полувагонов: четырехосных с деревянным кузовом и люками полу (вторая цифра 2,3,4,5,6) - информации не содержит, также данная цифра не содержит информации для двухосных вагонов (0,1), шестиосных и восьмиосных вагонов (8,9) для остальных четырехосных полувагонов - 0,1,2 - с деревянным или металлическим кузовом и без люков в полу, 3,4,5 - с металлическим кузовом и люком в полу;
для цистерн: двухосные нефтебензиновые (вторая цифра 0) и четырехосные нефтебензиновые (вторая цифра 3,4,5), шестиосные (8), восьмиосные (9) - информации не содержит, остальные двухосные (1) - 0 - спиртовые, 1- молочные, 2 и 3 - для вязких грузов (с отопительными приборами), 4 и 5 - для битума, четырехосные для химических грузов (вторая цифра 6) - 1,2,3,4 - для химических грузов, 5,б,7 - для кислот, четырехосные для остальных грузов (7) - 0 - спиртовые, 1 - молочные, 2,3 - для вязких грузов (с отопительными приборами), 4,5 - для битума;
для изотермических вагонов: двухосные и четырехосные индивидуальные вагоны - информации не содержит, для вагонов в составе рефрижераторных поездов или секций (вторая цифра 7) - 0 - для 21 и 23-вагонных поездов, 1 - для 12-вагонных секций, 2 - для 5-вагонных секций;
для прочих вагонов: двуосные вагоны- информации не содержит, четырехосные для перевозки грузов (вторая цифра 5,6) - 0 - для скота, 1- сборно-раздаточные, 2 - хопперы-дозаторы, 3 - для перевозки цемента, 4,5,6,7,8, 9 - для остальных грузов, четырехосные не для перевозки грузов (вторая цифра 7) - 0 - технические и служебные вагоны рефрижераторных поездов, секций, 1,2,3,4,5,6,7,8, 9 - остальные служебные специальные вагоны, транспортеры (вторая цифра 9) - указывается осность транспортера, которая кодируется следующим образом - 04 -четырехосные, 06-шестиосные, 10-десятиосные и т. д.
Седьмая цифра:
0,1,2 - вагоны со сквозной тормозной площадкой, 3 - вагоны без сквозной тормозной площадки, но с ручным (стояночным) тормозом (наличие стояночного тормоза у шестиосных полувагонов, как исключение, обозначалось цифрами 3,4,5,6,7), 4,5,6,7,8 - вагоны без ручного тормоза.
Чтобы было более понятно, расшифруем тип вагона по его семизначному номеру. Например, вагон имеет номер 2252310. Первая цифра 2 означает, что вагон крытый, вторая цифра 2 означает, что вагон четырехосный с объемом кузова менее 120 кубических метров, третья цифра 5 означает, что вагон без несъемных хлебных щитов или самоуплотняющихся дверей, седьмая цифра 0 означает, что вагон со сквозной тормозной площадкой и ручным тормозом. На подписях к фото также показана расшифровка нумерации на моделях вагонов.
Аналогично можно расшифровать и номера других вагонов.
Данная информация позволит правильно наносить номера на модели вагонов образца 1963-1983 годов, а также проверить насколько верно нанесли надписи моделисты или модельные фирмы на серийных или мелкосерийных моделях.
В следующий раз - о нумерации, принятой в 1984 году.
Канал "ПАНТОГРАФ". Фото из свободного доступа сети "Интернет".
Уважаемые железнодорожные (да и не только) моделисты, коллекционеры - Вы можете на страницах канала рассказать о своих работах или коллекциях. Электронная почта для связи: pantografkanal@yandex.ru
Наша группа в ВК:
ПАНТОГРАФ - присоединяемся к нашей группе поддержки
Другие материалы канала:
Модель вагона электростанции рефсекции БМЗ. ТТ
Модель автобуса МАЗ-103. НО
Фотографии модели автомотрисы АС-01. Н0