ДВУХНЕДЕЛЬНЫЙ УСПЕНСКИЙ ПОСТ ЗАВЕРШАЕТСЯ ОДНИМ ИЗ САМЫХ ВАЖНЫХ ХРИСТИАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ — ПРАЗДНИКОМ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО ЭТО СОБЫТИЕ ОТМЕЧАЕТ СКОРБНОЕ ИЗВЕСТИЕ О СМЕРТИ БОГОМАТЕРИ, ВСЕ ВЕРУЮЩИЕ РАДУЮТСЯ — УСПЕНИЕ МАТЕРИ БОЖИЕЙ ЗНАМЕНУЕТ ТОРЖЕСТВО НАД СМЕРТЬЮ
Сама Пресвятая Богородица призывала считать Успение радостным событием, объясняя, что, перейдя в мир иной — к Господу Своему, Она не только не оставит человечество, но будет с еще большей силой оберегать всех людей, укрывая их Своей бесконечной любовью.
Богородичная Пасха — именно такое народное название часто звучало в отношении праздника Успения Пресвятой Богородицы; настолько велико значение этого события для христиан.
Торжественные праздничные службы проходят в церквях и храмах многих стран мира. В некоторых местах, таких как Гробница Богородицы в Гефсимании в Иерусалиме, служат особые торжественные службы погребению Божией Матери, подобные службам утрени Великой Субботы. О такой традиции известно еще из рукописей, датированных XV веком, а с XVI по XIX век такая служба совершалась и в Русской церкви. В наше время чин погребения Богоматери служат в приходских и кафедральных храмах на второй или третий день праздника.
ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
После Вознесения Иисуса Христа на небеса Матерь Божия долгое время прожила на земле. Она воочию смогла узреть, как ширится церковь Иисуса, и как растет Его слава. Прославляя повсеместно Господа, христиане славили и ублажали и Матерь Его, тогда еще жившую среди людей.
На протяжении многих лет земной жизни, Пресвятая Богородица беспрестанно желала увидеть Сына Своего, Которого любила всем сердцем и душой. По завещанию Иисуса Богородица жила в доме Иоанна Богослова на горе Сион. Святой Иоанн почитал Ее как матерь свою. Часто Пречистая Дева удалялась с горы Сион, чтобы отправиться на гору Елеонскую, откуда произошло Вознесение Иисуса на небеса. Проливая слезы, молила Богородица Господа забрать Ее в горние обители.
Однажды, когда Божия Матерь произносила одну из своих молитв, к ней явился Архангел Гавриил. Посланник Божий принес Деве Марии радостную для Нее весть: через три дня Господь Бог заберет Ее в свое вечное царствие.
Архангел призвал Богородицу не бояться и не смущаться, а с радостью принять свою кончину, ведь, уснув на некоторое время, Она пробудится, дабы узреть бессмертную славу и вечную жизнь. В знак победы над смертью Архангел Гавриил вручил Божией Матери райскую ветвь, от которой исходило небесное сияние. Эта ветвь финиковой пальмы должна была сопровождать тело Богородицы, когда его будут нести на погребение.
Исполненная благодарности к Сыну и Господу Своему, Богородица стала готовиться ко Своему отхождению. Первым делом Она известила усыновленного ученика Иисуса — Иоанна, завещав именно ему нести райскую ветвь перед Ее одром. Затем были извещены все домочадцы, а святой Иоанн известил святого Иакова, брата Господня, и первого епископа иерусалимского. Следом были оповещены все родственники, а также верующие. Собравшихся у дома Богородицы известие о скорой Ее кончине повергло в глубокую скорбь. Однако сама Дева Мария пожелала, чтобы никто не плакал и не грустил о том, что должно произойти, ибо встреча Ее с Сыном и Богом Своим сулит только благие события. Оказавшись рядом с Ним, в царстве вечной Славы, Она сможет еще больше ходатайствовать о милосердии и благодати для всего рода человеческого. Свои одежды Пречистая Дева завещала отдать двум вдовам, служившим Ей. Что же касалось Ее тела, Божия Матерь завещала похоронить его там, где покоились Ее праведные родители Иоаким и Анна, а также Ее Обручник Иосиф — в Гефсиманском Саду.
В это время под шум, подобный раскатам грома, дом Иоанна и Богородицы окружили густые облака. Таким образом ангелы доставили из разных уголков мира к Матери Божией святых Апостолов, которых Она пожелала увидеть до Своей кончины. Поначалу они недоумевали о причине, по которой были собраны вместе, а узнав о предстоящем событии, залились слезами. Утешив их, Пресвятая Дева призывала каждого по отдельности к Себе, восхваляя их подвиги и истинную веру.
На пятнадцатый день августа горница наполнилась величественным ярким светом: сквозь открытую крышу все присутствовавшие увидели неиссякаемую Божию Славу — Сам Иисус Христос в сопровождении ангелов, архангелов и небесных сил прибыл за Матерью Своею, призывая Ее прийти на небеса. Богородица возлегла на одре, и в тот же момент послышалось ангельское пение. Святые Апостолы, узрев, как душа Божией Матери отправляется на Его руках в горние обители, впали в забытье, а очнувшись, окружили одр Богородицы. Пречистое тело Девы Марии источало удивительное благоухание, а Ее мощи — освящающую силу, исцеляющую слепых, глухих, хромых, немощных и бесноватых, едва они прикасались к Ее одру.
ПОГРЕБЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ
Для погребения тела Богородицы Апостолы подняли одр и торжественным шествием направились к завещанному месту. В начале процессии Иоанн Богослов нес райскую ветвь, остальные же несли зажженные свечи и кадила. Над одром и сопровождающими плыл сияющий облачный круг, а из облаков было слышно ангельское пение. Облако и звуки пения сопровождали процессию до самого места погребения.
В один момент шествие прервалось. Все дело в том, что иудеи, не веровавшие во Христа, были изумлены масштабом славы и чести, воздаваемой телу Божией Матери. Это разозлило книжников, приказавших своим воинам разогнать шествие, уничтожить учеников Иисуса и сжечь тело Его Матери. Тогда сиявший венец опустился вниз, окружив всю процессию так, что за ним не было видно никого, кто шел внутри, а преследователей поразила слепота.
Иудейский священник Афоний, пожелавший опрокинуть одр Богородицы, лишился рук, едва прикоснувшись к нему. Увидев свои руки, повисшие на одре, он тотчас раскаялся и восславил Господа и Его Матерь. Он поведал, что изначально ненавистники Иисуса распознали в Нем Сына Божьего, но не пожелали открыто признавать Его Величие. А после того, как будучи безвинно преданным смерти, Христос воскрес, они не смогли сделать ничего, что помешало бы распространению Его славы. Когда Афоний раскаялся, Апостол Петр призвал имя Матери Божией, сказав приложить руки к отсеченным. Тотчас Афоний вновь обрел свои конечности, прославляя Богородицу и Сына Ее, а затем последовал с ними к месту погребения.
В Саду Гефсиманском тело Богородицы было возложено во гроб, а пещера была закрыта огромным камнем. Святые Апостолы пробыли возле него еще три дня. Так случилось — и не случайно — что во время погребения среди Апостолов не было Фомы, который смог прибыть на место лишь на третий день. Он был очень расстроен тем, что не смог присутствовать ни во время прощания с Божией Матерью, ни при Ее погребении. Тогда Апостолы, дабы успокоить Фому, открыли гроб Богородицы, чтобы он смог поклониться Ей. Ко всеобщему удивлению и ужасу, внутри гроба они увидели лишь Ее одежды — самого тела там не оказалось. После ужина в этот же день Пречистая Дева, окруженная ангелами, явилась им, сообщив, что будет рядом все дни.
Иконы Успения Богородицы изображают Пресвятую Деву на смертном одре в окружении апостолов и других святых. В центре, над одром, Иисус Христос, Который сошел с небес, чтобы принять душу Своей Матери в виде младенца в белых пеленах. Именно так изображается рождение в жизнь вечная после смерти.
Материал подготовлен паломнической службой Athos Guide