Найти тему
Учитель в бизнесе

Кружки. Разговор с учителем об искусстве: "Рекомендация родителям одна-заняться собой!"

- И вот она мне говорит: "Я не умею рисовать!", ребёнок, 5 лет, откуда то взял такую интересную комбинацию слов. Как будто понимает, что значит "уметь рисовать" уже на уровне академика! Сама себе эксперт, практически: нарисовала, посмотрела, оценила, сказала, что рисовать не умеет и это в пять лет. Нет у неё и ещё не может быть никаких критериев оценивания своих работ, так ведь? - Рассказываю я историю своим педагогам по художественной студии Юлии Борисовне и Елене Борисовне.

- Конечно, - соглашается со мной Елена Борисовна, - это целиком и полностью установки взрослых. Обычно пятилетние дети умеют всё, сейчас и быстро, и при том уверены, что это - шедевр. И с этим приходится очень тактично и деликатно работать. Объяснять, учить сравнивать: темнее - светлее, ближе - дальше, пропорции, цвет...

- Да, уж... Сравнивать она умеет вот как. Помните лилии, которые мы в прошлый раз писали гуашью? Показываю я племяннице эту работу, она так мило, изящно, слегка картавя букву "р" произносит: "Кр-асиво! Только мне кажется солнышка вот тут вот не хватает!" и показывает на правый верхний угол. Я заулыбалась: "Это тебе в садике так говорят?"Ага, кивает она. Я ей по доброму начинаю объяснять: "Смотри, лилии стоят на столе, вот лучики от солнца, если я нарисую тут солнышко, значит оно будет прям над столом висеть, а оно на самом деле вон как высоко!" "Ой, - тут же встревает бабушка, как будто стыдясь за свою внучку и пытаясь защитить меня, - это ж тебе стол, а не полянка! Солнце рисуй, когда будешь полянку рисовать, когда нет полянки, тогда и не обязательно" А у меня в голове проносится куча картин, где нет никакого солнца над полянкой. Рукой хочется закрыть лицо. Я замолкаю. Занавес.

фото из личного архива
фото из личного архива

- Я понимаю Ваше беспокойство, - говорит мне Юлия Борисовна, - я когда начинала только работать, тоже пыталась всё это взрослым объяснять. А сейчас говорю Вам: не переживайте Вы так. Это всего лишь символьный язык общения со взрослыми. К рисованию это не имеет никакого отношения. К нам приходят дети, которые потрясающе схватывают всё то, что мы объясняем, а домой приходят и опять начинаются эти "солнышки" и "домики". Для мамы. Маме так понятнее.

- И получается, что родителям не объяснить, что это всё не про рисование?

- Нет. Не объяснить. Взрослый не видит и не понимает. Мы это наблюдаем регулярно. Может просто сами забыли, что когда-то были маленькими. Для кого-то всё это творчество действительно может быть лишь грязью в доме, каракулями.

-Да, так её бабушка и заявляла - "Что ты тут грязь развела, гуашь же не отстирывается!" Как будто сама стирает, руками. В доме огромная стиральная машина, у девочки куча одежды, на неё три женщины работают и папа, а сколько вещей просто так отдают! Да и интернет пестрит советами "как отстирать гуашь", это вообще не проблема...

- Вообще, мне кажется, это не про рисунки даже разговор, - продолжает Юлия Борисовна - а про любовь. Люди просто разучились любить: любить по простому, радоваться, восхищаться, заботиться.

- Это как привычка сливать негатив на детей. - говорю я, - хотя то же рисование невероятно помогает разгрузить мозг и успокаивает нервы. Да, физически можно устать, от сидение в одной позе, но насколько я, например, забываю обо всём с кисточкой в руках.

- Да, Екатерина, относитесь к этому философски. Я тоже раньше так же переживала. А потом понимать стала, что когда люди не видят результат, им не понятен процесс. Им не понятно, зачем ребёнка учить рисовать?

- И что Вы на это говорите?

- На первых порах, на первых годах жизни мы вообще не учим ребёнка рисовать. Наша задача сформировать вкус. На хороших, правильных примерах, на хороших картинах, показывать, объяснять. Практика показывает, что дети 4х-5ти лет могут усваивать профессиональный язык, профессиональные понятия. И уже потом, когда вкус более менее сформирован и ребёнок готов идти дальше, начинаются технические азы.

- А что значит "формировать вкус"?

- Вкус - это выбор. Мы учим ребёнка выбирать только нужные ему компоненты. Учим видеть - "это безвкусица, мне это не интересно, эти тона и цвета в данной работе я сочетать не буду. А вот это полезно. Это я оставлю." Это и есть вкус, когда в результате такого отбора складывается гармония и в голове и на работе.

- Так это же безумно полезно. Это и на дальнейшую жизнь влияет: безвкусно - накачивать симметричные губы, безвкусно - носить вызывающие не сочетаемые цвета, безвкусно - слушать негармоничные композиции...

- Конечно влияет. Ребёнок дальше свой вкус и выбор будет переносить на другие сферы жизни и будет делать это вполне осознанно.

- Какие бы Вы дали рекомендации родителям, которые хотели бы всё же приобщить детей к искусству рисования?

- Рекомендация родителям одна-заняться собой! Критично посмотреть на то, что ты выбираешь в жизни? И постараться осознать свой выбор: Почему я слушаю ЭТУ музыку, почему я люблю смотреть на ЭТИ картины, почему я читаю именно ЭТО, почему я ТАК одеваюсь..... ? Эти вопросы должен научиться задавать себе взрослый человек, чтобы понять степень своей слабости и несостоятельности в вопросах гармонии. Поняв это, стоит начать предпринимать шаги в нужном направлении. Это мощный пример для ребёнка... "Я не прав, но я хочу вместе с тобой учиться и познавать мир! " Кодовое слово - ВМЕСТЕ!
Взрослые не только должны, но и обязаны учиться у детей! Новизне мира, чистоте взгляда на окружающий мир, искренности! Если два мира детский и взрослый будут двигаться навстречу, тогда гармония может прийти.
Так что, дорогие взрослые родители, признайтесь себе, что вы многого не знаете и, когда ребенок Вам задаст вопрос, честно говорите: " Я не знаю!". А если вспомнить ещё, что перед вами самая большая драгоценность на земле - ребёнок, советую добавить:" Не знаю, но очень хочу узнать вместе с тобой! " И отправляйтесь весело в прекрасные художественные, исторические, краеведческие музеи , а не на фабрику мороженого, куда каждый год возят детей от школьного родительского комитета.

П.С. На вопросы отвечали Малозёмова Юлия Борисовна – Член Союза Художников Декоративно-прикладного Искусства, художник - мастер миниатюрной живописи. В 2001 году окончила Федоскинское художественно- промышленное училище Миниатюрной Живописи, в 2006 году по окончании Московского Государственного Областного Университета получила диплом с отличием. Работы находятся в частных собраниях в России и за рубежом. Является участником зональных, межрегиональных выставок. Имеет ряд поощрений за вклад в развитие декоративно-прикладного искусства. Педагогический стаж - более 11 лет.

Гайдук Елена Борисовна - Член Союза Художников Декоративно-прикладного Искусства, художник — мастер миниатюрной живописи. В 2003 году окончила Федоскинское художественно - промышленное училище Миниатюрной Живописи, в 2006 году по окончании Московского Государственного Областного Университета получила диплом с отличием. Работы находятся в частных собраниях в России и за рубежом. Является участником зональных, межрегиональных выставок. Педагогический стаж - 11 лет.