Идея снять фильм одним планом, без монтажных склеек, давно волновала кинематографистов. Казалось бы, что может быть проще: включил камеру, а через полтора часа выключил…
Увы, до недавнего времени всё упиралось в проблему чисто технического характера: необходимостью менять плёнку в самой камере. Допустим, фильм Хичкока «Верёвка» (1948) лишь создаёт иллюзию непрерывности действия – в нём десять склеек.
Справедливости ради: из шести произведений этой подборки лишь два взаправду сняты по принципу: "один раз включил камеру - один раз выключил". Остальные идут на разные ухищрения, но эффекта всё же добиваются. У всех подобных фильмов есть общая черта: они смотрятся на одном дыхании.
Сегодня у нас три известных киноленты и три - не очень, киноману на заметку!
"Русский ковчег" (2002)
Что приятно, первыми были мы. Русские мастера и блоху подковали, и фильм одним планом сняли!
Сюжета как такового почти нет. Некто, невидимый зрителю, ходит по коридорам Эрмитажа в сопровождении неизвестного иностранца, попадая при этом в разные эпохи, встречая то разных императоров, то Пушкина, то жителей блокадного Ленинграда, то современных посетителей музея. Герои оказываются на балу, на торжественном приёме, на спектакле… Ведут разговоры о судьбах России.
Всё по-честному: здесь нет хитрых спецэффектов, зато есть две тысячи человек массовки и три живых оркестра. Вся эта человеческая масса полтора часа жила как единый организм, перемещаясь по зданию музея в соответствии со сценарием... Думается, руководство процессом было ближе к хореографии, нежели к режиссуре.
Тем удивительнее, что фильм был снят всего лишь с четвёртой попытки. Хотя другого выбора у актёров не было: Эрмитаж закрыли ради съёмок лишь на короткое время.
Недостаток один: гораздо интереснее, КАК это снято, нежели О ЧЁМ. То же самое можно сказать и о следующем фильме.
"Бёрдмен"/Birdman (2014)
Пожилой актёр, некогда известный ролью супергероя Бёрдмена (в исполнении Майкла Китона, некогда известного ролью супергероя Бэтмена), пытается вернуть себе былую славу, поставив сурьёзную пьесу на Бродвее, но на пути у него стоят буквально все и вся.
Вот, собственно, и всё. Кабы не интересная форма (тот самый режим реального времени) и не спецэффекты в лице летуна-Бёрдмена, преследующего героя, вряд ли бы фильм вызвал такой ажиотаж.
"1917"/1917 (2019)
Мальчик без нас пропадёт - на него самолёт упадёт.
Первая Мировая. Где-то во Франции двух британских солдат отправляют через оккупированную немцами территорию - доставить важное донесение, от которого зависят жизни 1600 человек. Героям предстоит в буквальном смысле пройти огонь, воду и катакомбы, а ещё на них натурально самолёт упадёт...
Ну и главное: даже если они доставят донесение, от этого ничего не изменится: война будет идти ещё год, и эти 1600 человек пустят на фарш не сегодня, а, например, через месяц.
В этом фильме есть адреналин и живой нерв, тут не поспоришь. И снято это по воспоминаниям дедушки режиссёра, так что со многими нестыковками придётся смириться: почему с депешей отправили двух солдат пешим ходом, вместо того, чтобы доставить её аэропланом? Почему герои спасают (на свою голову) вражеского лётчика? Почему разгуливают по вражеской территории, не примкнув штыки?.. Главное - увлекательно и крышесносяще. Не фильм, а настоящий аттракцион.
Теперь переходим к менее известным, но интересным вещам.
"Убегающее время"/Running Time (1997)
Мелкий проходимец выходит из тюрьмы и тут же получает от прежних подельников предложение, от которого невозможно отказаться: грабануть прачечную. По закону жанра всё идёт не так, и героя ждут огромные неприятности...
Пример того, как можно снять захватывающее кино, имея под рукой минимальный набор актёров и не особо оригинальный сюжет. Надо сымитировать съёмку одним планом (увы, склейки есть), а на главную роль позвать Брюса Кэмпбелла. Созерцать на экране самого Эша Уильямса - это само по себе аттракцион!
"Виктория"/Victoria (2015)
Безбашенная испанская девчонка Виктория познакомилась в Берлине с четырьмя такими же безбашенными великовозрастными шалопаями. Слово за слово - и вот уже они вместе участвуют в ограблении банка, которое идёт наперекосяк, потому что герои - шалопаи.
Всё-таки этот приём, с непрерывностью действия, слегка нечестный. Я понимаю, что срежиссировать такое довольно сложно, даже если ничего особенного не происходит, но... в "Виктории" именно что ничего такого особенного не происходит - по крайней мере, в первую половину фильма. Дальше, впрочем, смотреть уже интереснее. Главное - склеек нету (я не заметил, по крайней мере).
"Бушвик"/Bushwick (2017)
И в завершение - моё любимое!
Некая девица приехала на метро в захудалый райончик Нью-Йорка, чтобы познакомить парня с бабушкой и сестрой. Поднялись на поверхность - а там пальба, взрывы, вертолёты летают, какие-то люди в чёрной униформе бегают... Парня ухлопали тут же, а девушка начинает метаться туда-сюда среди всех этих военных действий. Позже к ней присоединяется брутального вида мужлан. И всё это время камера следует за ней неотрывно...
Вспомните виртуозно снятую сцену зачистки гетто из "Дитя человеческого". Здесь попытались сделать то же самое, только на целый фильм, с тремя-четырьмя склейками. Не дотянули, сразу скажу, плюс много откровенных глупостей: героиня, поначалу толком не умеющая держать оружие, к финалу превратилась в настоящего Рэмбо.
Зато у фильма есть довольно интересный социальный подтекст. Нападавшие выбрали плацдармом для вторжения именно самый бедный район Нью-Йорка, так как решили: обитающих здесь люмпенов легко будет разогнать. Однако люмпены разгоняться не пожелали, а, взяв в руки стволы, дали милитарюгам прикурить. Если верить фильмам, у американцев любого цвета кожи есть такая особенность: чуть что - сразу сбиваться в кучи, вставать под звёздно-полосатые флаги и идти раздавать тумаки. Да, и концовка тут суровая.
В общем, искренне не понимаю, почему у "Бушвика" такой низкий рейтинг и столько негативных отзывов. Люди же старались!
Всем спасибо!
Другие заметки о необычном кино на канале:
Снимали на полном серьёзе, получился бред: пять трэш-фильмов для поднятия настроения.
В главной роли Николас Кейдж - значит, фильм странный.
#кино #что посмотреть #подборки фильмов #экспериментальное кино #александр сокуров