Радиоуправляемая модель вертолета «Б-02» существенно отличается от моей модели «Б-01», которая 18 августа 1959 года показала продолжительность полета 54 мин. 37 сек., высоту 1368 м и дальность полета 73,22 км. Эти достижения были рекордными по классу летающих моделей вертолетов с поршневыми двигателями. Модель «Б-01» была выполнена по однолопастной схеме. В следующей модели («Б-02») я перешел на двухлопастную схему ротора (рис. 1).
Полет модели происходит за счет подъемной силы вращающегося ротора, который имеет две лопасти, по форме напоминающие крылья. Модель снабжена двумя поршневыми микродвигателями «К-16» с объемом 4,4 см.куб. Каждый из двигателей вращает свой воздушный винт, создающий тягу в горизонтальной плоскости. Двигатели размещены по концам специальной штанги, соединенной наглухо со ступицей ротора. Тяга от этих винтов вращает ротор вертолета, бачок с горючим 25 расположен посередине штанги — на оси вращения ротора. Горючее поступает из бачка к двигателям по трубкам идущим вдоль штанги. Ось вращения ротора прикреплена к фюзеляжу 15, имеющему каплеобразную форму. Фюзеляж снабжен кабиной и четырехколесным шасси 17, 18, 19 с широкой колеей. На конце фюзеляжа на балке 20 размещено оперение, расположенное косо. При движении модели на оперение набегает поток воздуха, идущий от ротора. При этом возникает воздушная сила, препятствующая вращению фюзеляжа. Лопасти ротора 10 прикреплены к ступице ротора так, что они могут свободно менять свой угол установки, вращаясь вокруг продольной оси. В моторном полете лопасти автоматически устанавливаются на положительный угол. После того как двигатели прекратят работу, лопасти переходят на небольшой отрицательный угол. При этом угле наклона лопастей ротор переходит на самовращение, необходимое для плавного снижения.
Однако у моей радиоуправляемой модели есть некоторые особенности в конструкции. Так, на штанге 25 около каждого двигателя размещены небольшие стабилизирующие крылышки 22. Штанга и лопасти ротора расположены на качающейся ступице с карданным подвесом. Радиоуправление моделью осуществляется примерно через такой же механизм, как и в настоящих вертолетах.
Продолжение....