Найти тему

200 000 лет сахалинской цивилизации Окста

Будущей весной большой юбилей: ровно двести тысяч лет назад первобытные люди перешли с материка на Сахалино-Хоккайдский полуостров и встретились там с чем то настолько необычным, что потом на протяжении 180 000 лет в сахалинском грунте отсутствуют культурные слои, а затем постепенно появляются следы примитивного аборигенского быта. Невидимая цивилизация Окста продолжает будоражить умы исследователей, и некоторые из них утверждают, что она до сих пор существует. А раз она существует, то искать ее нужно не в земле, а на земле. Об Оксте рассказывают ее загадочные отражения в истории Сахалина и островной ментальности. Этой теме весной 2022 года будет посвящена культурная программа сахалинского представительства в Москве: «ОКСТА: 180 000 лет между настоящим прошлого и будущим настоящего». Южно-Сахалинский музей городской мифологии примет участие в этих мероприятиях как организатор иммерсивного арт-пространства. Вот некоторые макеты будущей экспозиции.

На одной из тематических афиш представлены образы, связывающие Оксту с сахалинскими аборигенами: небесный рыбак Мышка, "халат шамана" на мысе Погиби, змеиный хлеб, Солнечный Лис, трёхпалая трясогузка, палочки инау и икупасюй, меч с рунами для обрядового самоубийства, трубка для курения грибов.
На одной из тематических афиш представлены образы, связывающие Оксту с сахалинскими аборигенами: небесный рыбак Мышка, "халат шамана" на мысе Погиби, змеиный хлеб, Солнечный Лис, трёхпалая трясогузка, палочки инау и икупасюй, меч с рунами для обрядового самоубийства, трубка для курения грибов.

На входе стоит "шаманшар" диаметром около двух метров. Внутри него размещена анимированная трёхмерная проекция пританцовывающего шамана. Он глухо бъёт в бубен и бормочет заклинания.

Макет объекта "шаманшар" на входе в экспозиционное пространство.
Макет объекта "шаманшар" на входе в экспозиционное пространство.

Заходим в первое помещение. На стенах висят небольшие чёрно-белые панно, созданные по мотивам ментальных проекций Оксты.

Шесть графических изображений, выполненных по мотивам ментальных проекций  Оксты. Верхний ряд слева направо: "мама", "солнце", "луна". Нижний ряд: "комета", "ворона", "кошка".
Шесть графических изображений, выполненных по мотивам ментальных проекций Оксты. Верхний ряд слева направо: "мама", "солнце", "луна". Нижний ряд: "комета", "ворона", "кошка".
Графический триптих, выполненный в той же технике: "танцоры, фараон и русалки".
Графический триптих, выполненный в той же технике: "танцоры, фараон и русалки".

Затем пояляются цветные триптихи, напоминающие о поп-арте, преломление отражений Оксты в призме современного искусства.

"ослики"
"ослики"
"птицы"
"птицы"

На нескольких стендах размещены проекции из "японской" коллекции, в которых ментальные отражения Оксты прошли через призму джей-гум-арта, сложившегося под их влиянием. Термин "джей-гум-арт" обозначает стиль японского этикеточного дизайна, который наиболее ярко заявил о себе в оформлении оберток жевательной резинки шестидесятых и семидесятых годов прошлого века.

Плакаты "японской" экспозиции. Слева направо: "буратино", "зеркальце", "звездочёт", "овца".
Плакаты "японской" экспозиции. Слева направо: "буратино", "зеркальце", "звездочёт", "овца".

Продолжение "японской" экспозиции: "поцелуй", "шарик", "лыжник", "принц".
Продолжение "японской" экспозиции: "поцелуй", "шарик", "лыжник", "принц".

Триптих панно из "японской" экспозиции: "мост, бес и светлого мая привет".
Триптих панно из "японской" экспозиции: "мост, бес и светлого мая привет".

Большую часть пространства выставки занимают композиции, которые можно отнести к стилю art brut, грубого или наивного искусства, однако правильнее это назвать цифровым наивным искусством, или digital art brut - DAB. Это именно цифровая ретрансляция ментальных образов, полученных путём контакта непрофессиональных художников с паранормальным потоком, в данном случае исходящим от потусторонней цивилизации Окста. Изображения экспозиции являются не картинками или принтами, а ментально-цифровыми проекциями. Профессионализм мешает непосредственности отображения проекций, поскольку стремится создать правильную картинку, а паранормальный мир существует по другим правилам.

Стена с проекцией композиции "капля".
Стена с проекцией композиции "капля".

Южный зеркальный угол: "грузовичок".
Южный зеркальный угол: "грузовичок".
Западный зеркальный угол: "губы".
Западный зеркальный угол: "губы".

Северный зеркальный угол: "балет".
Северный зеркальный угол: "балет".

Угловой диптих "розовый носорог и богатыри".
Угловой диптих "розовый носорог и богатыри".

Скульптурный диптих "колобок и яблоко".
Скульптурный диптих "колобок и яблоко".

Объект "кораблик".
Объект "кораблик".

Комната "утро".
Комната "утро".

Комната "ночь".
Комната "ночь".

Композиция из графических ментальных проекций - "пришельцы".
Композиция из графических ментальных проекций - "пришельцы".

Мегафутболка "лодочник и змей".
Мегафутболка "лодочник и змей".

Проекция "велосипедистка" в Зале влюблённых.
Проекция "велосипедистка" в Зале влюблённых.

Стена Субботы.
Стена Субботы.

Стена счастливых.
Стена счастливых.

Стена непобедимых.
Стена непобедимых.

Стена башни семи грехов.
Стена башни семи грехов.

Стена сказочного острова.
Стена сказочного острова.

Стена Ашшурбанапала.
Стена Ашшурбанапала.

Кубический объект "шкатулка и колесо".
Кубический объект "шкатулка и колесо".

Горельеф "помидор".
Горельеф "помидор".

Четыре проекции на фасаде Кристальной комнаты: "регулировщик", "самолёт", "царь на море", "стоматолог".
Четыре проекции на фасаде Кристальной комнаты: "регулировщик", "самолёт", "царь на море", "стоматолог".

Кристальная комната. Слева направо три проекции: "ноздра", "сальвадор",  "красавица". На полу - двойная реверсированная проекция "огурец".
Кристальная комната. Слева направо три проекции: "ноздра", "сальвадор", "красавица". На полу - двойная реверсированная проекция "огурец".

Золотая комната.
Золотая комната.

Проекция "печать".
Проекция "печать".

Мегакружка "кубок".
Мегакружка "кубок".

Алтарная комната. Слева направо: "янис", "шаман", "цветок".
Алтарная комната. Слева направо: "янис", "шаман", "цветок".

Панно на выходе: "свадьба (жених)".
Панно на выходе: "свадьба (жених)".

Вы познакомились с частью будущей экспозиции, но не узнали, в чём же состоит иммерсивность этих объектов и как посетители смогут взаимодействовать с ними, кроме создания селфи. Если вам это интересно, то следите за информацией об Оксте и приходите к нам в мае 2022 года.

-37