Найти тему
Библио-лаборатория

"Операция "Внеземелье"" или NASA против демонов. Технофэнтези грандмастера Пола Андерсона

Фантаст Пол Андерсон в каких-то особых отдельных рекомендациях совершенно не нуждается. След, который он оставил в мировой фантастике столь велик, что критикам, как профессионалам, так и дилетантам вроде меня, остается лишь отщипывать по кусочку то там, то тут от всего массива его литературного наследия.

Андерсон был из тех авторов, которые не озадачивают себя узкими жанровыми рамками. Несмотря на то, что преимущественно он предпочитал писать научную фантастику, тем не менее он без проблем работал и в других направлениях — от детской и научно-популярной литературы до фэнтези и даже авантюрно-приключенческих исторических романов.

Его дилогия «Операция «Внеземелье»» написана на стыке сразу нескольких жанров — фэнтези, альтернативной истории, научной фантастики. Не берусь точно сказать, кто из фантастов первым использовал в качестве фантастического допущения мир, современный и, в общем-то, схожий с нашим, с одним исключением: место науки и технологии в нем занимает магия. Однако роман «Операция «Хаос»» точно можно назвать одним из самых первых ярких произведений, посвященных этой идее.

Обложка одного из отечественных изданий. Вот так себе представляет себе волка-оборотня художник...  Хотя вообще-то в книге он оборачивался полностью, а не в гуманоидную недособаку.
Обложка одного из отечественных изданий. Вот так себе представляет себе волка-оборотня художник... Хотя вообще-то в книге он оборачивался полностью, а не в гуманоидную недособаку.

«Поворотная точка» этого мира — совместная работа Макса Планка и Альберта Эйнштейна, совместно разработавших некую научную дисциплину под названием «релятика», которая научно обосновывает возможность магического воздействия на окружающую вселенную. Первая мировая война в этом мире называется Кайзеровской, а вместо Второй Мировой (против стран Оси) идет великая война против Сарацинского Халифата, объединенными силами США, Великобритании, России и остального прогрессивного человечества. США частично оккупированы, в боях участвуют штурмовые отряды огнедышащих драконов, а Халифат готовится применить свое «чудо-оружие» - демона-ифрита. На ликвидацию угрозы отправляется спецгруппа из высококвалифицированной ведьмы и оборотня-вервольфа…

Андерсон мастерски играет понятиями, лихо заменяя все технологические «фишки» двадцатого века их магическими аналогами. «Рено», «Крайслер», «Форд», «Вольво» и даже «Ягуар» все так же выпускают личные, грузовые и прочие транспортные средста, и каждый может купить соответствующее его заработкам комфортабельное и мощное… Помело. Кстати, «Боинг» тоже жив — его лучшая модель, трансатлантический лайнер-ковер «Боинг 666» с большим комфортом и быстро доставит вас из США в Европу и обратно. Да и магические кристаллы дальновизоры с высоким разрешением есть уже в каждом доме.

Французы в своем издании, как всегда, декадентски мрачны и элегантны
Французы в своем издании, как всегда, декадентски мрачны и элегантны

На фоне этого забавного, но на удивление затягивающего (а как Андерсон вот это трактует? А что вместо телефонов?) сеттинга разворачивается действие романа, состоящее из нескольких отдельных эпизодов, увязанных вместе общими главными героями и не слишком очевидным сквозным сюжетом (который становится явным только в последнем эпизоде). Но вообще роман хорош — думаю, для своего времени он и вовсе был в каком-то смысле революционной попыткой связать воедино две почти не пересекавшиеся до того глобальные линии фантастики: НФ и фэнтези.

Второй роман… Тут надо оговориться, что, хотя, конечно, «Операция «Луна»» - это именно вторая часть дилогии, с теми же главными героями и практическим прямым продолжением сюжетной линии, написана она была через аж через 28 лет после первой. И это заметно — изменился стиль автора, изменились (в определенной степени) и его взгляды. Если первый роман — это все-таки в первую очередь приключенческая история, своего рода американский «Понедельник начинается в субботу», раздутый до масштабов целого мира, то второй больше смахивает на постмодернистскую шутку, замаскированную под фэнтези-детектив.

Лучшая обложка из всех англоязычных изданий. Тоже не ахти - как-то не верится что милый рыжий котейка мог на равных драться с демонами Ада.
Лучшая обложка из всех англоязычных изданий. Тоже не ахти - как-то не верится что милый рыжий котейка мог на равных драться с демонами Ада.

Не скажу, что он плох, но, как и большинство постмодернистских произведений, оценить его в полной мере можно, только если ты «ловишь» все вставленные в него отсылки и аллюзии. Впрочем, Андерсон не слишком с ними мудрит. К примеру, под «трагедией принцессы Тамоко» явственно угадывается гибель принцессы Дианы, а такие персонажи, как отъявленные демагоги сенатор Шалтай и преподобный Болтай, можно сказать, списаны прямиком с телеэкранов и газет. Андерсон даже мельком сделал небольшой реверанс в пользу коллеги по цеху — один из его персонажей пошутил насчет рекламы: «А еще мы выгуливаем собак». Думаю, был бы лейтенант Хайнлайн, он бы оценил.

Все эти «примочки» довольно прикольны — борьба героев с налоговыми инквизиторами (заели что ли Андерсона налоговики? Так уж он их прямо отвратно изобразил), чудовищно болтливый волшебный меч, интриги тайных китайских агентов, танцы с богами зуни, хопи и других американских аборигенов, приключения древнего гнома в США, использование головы Мимира в качестве налогового консультанта. Однако все это почти никак не двигает сюжет вперед (а роман весьма объемистый, чуть не в два раза длиннее первого). Ощущение, как от поздних романов того же Хайнлайна — в целом неплохо, но уж очень затянуто…

И тем не менее, развязка яркая, я бы даже сказал — феерическая. Незамолкающий меч наконец-то работает по прямому назначению, боги тоже в грязь лицом не ударили, а старый котяра Свертальф — просто очаровашечка. Я бы сказал, что Андерсон все-таки удержался от сваливания в бесконечные философствования (чем к старости стал, увы, страдать тот же Хайнлайн).

Конечно, сейчас-то идеей «техномагического» мира уже никого не удивишь — после Тертлдава, Полотты и многих других.

Но в каком-то смысле «Операция «Хаос»» проложила всем им путь.