«А на кресте не спекается кровь, и гвозди так и не смогли заржаветь. И как эпилог, все та же любовь, а как пролог, все та же смерть» - это строчки вот уже много лет со сцены исполняет в своей песне «Красное на Черном» живая легенда русского рока Константин Кинчев. Если анализировать творчество и жизненный путь этого музыканта до сегодняшних дней, может показаться, что слова из вышеупомянутой песни стали своего рода прологом к началу его духовного пути.
Детство будущей звезды рок-н-ролла прошло в атеистической семье. О христианстве Константин узнал от своей бабушки, когда ему было уже 16 лет. По утверждению самого музыканта, именно тогда он впервые прочел Евангелие. Не смотря на то, что это был лишь первый его духовный опыт и многое из прочитанного осталось за гранью понимания для тогда еще некрещенного человека, на Константина произвели впечатление притчи о блудном сыне и сеятеле и повествование о разбойнике, распятом по правую сторону от Христа.
Однако, до осознанного принятия Кинчевым христианской веры пройдет с того момента еще без малого 18 лет. Уже будучи лидером знаменитой группы «Алиса», в 1987 году после одного из концертов в Пскове музыканты решили посетить знаменитый Псково-Печерский монастырь. Но, далеко не знаменитый архимандрит Иоанн (Крестьянкин) и другие старцы встречали музыкантов в обители. Эпатажный вид артистов спровоцировал ситуацию, что несколько монахов вышли с кадилами и начали освещать территорию вокруг артистов, тем самым демонстрируя свое отрицательное отношение к их внешнему образу. Спустя много лет Кинчев, вспоминая это событие говорил так – «Сейчас-то все понятно, а тогда обидно было».
Дикая популярность группы «Алиса» и самого Кинчева в те годы не могла отрицательно не сказаться как на внутреннем состоянии артиста, так и на физическом. Находясь в поисках выхода из депрессии, а также рычагов способных изменить окружающий вокруг мир, Константин увлекся разного рода специфической литературой, в т.ч. авторства Елены Блаватской. Увы, но выход на тот момент не только не был найден, но привел к еще более страшным последствиям, таким как употребление наркотиков.
Как любая страница книги, имеющая свое окончание, так и тернистый путь Константина Кинчева в поисках истины нашел свой конец. В 1992 году после гастролей в Иерусалиме и ряда событий Кинчев по возвращении в Москву принял окончательное решение принять христианство в лоне Русской Православной Церкви.
Сразу же после принятия крещения Кинчев начал в прямом смысле духовную борьбу со своей наркозависимостью. Увы, но как и в строчках песни «Красное на Черном» прологом к эпилогу любви стала смерть. В апреле 1993 года совершает самоубийство гитарист группы «Алиса» Сергей Чумычкин. Смерть коллеги настолько потрясла музыкантов, что группа в течении года после его смерти не давала концерты, а сам Кинчев говорил о том, что смерть Игоря была своего рода жертвой, чтобы выжили оставшиеся музыканты коллектива. Борьба с наркотиками растянулась почти на три года.
В 1995 году Константину удается одержать победу в борьбе с наркотиками. Сам музыкант, неоднократно заявлял, что получилось у него это благодаря Богу! В 2018 году эти слова нашли очередное подтверждение в одном из интервью музыканта - «Это болезнь, которую нужно победить, как рак с помощью химиотерапии. В основном люди умирают от рака, и только единицы выкарабкиваются. Я как раз отношусь к той самой группе людей, которые смогли победить свою болезнь. Сам бы я с зависимостью точно не справился, поскольку это болезнь, которая поглощает тебя полностью, абсолютно. Я благодарен вере и Богу, что до сих пор жив». После этого в жизни музыканта начинают происходить перемены. В творчестве музыканта появляются темы связанные с религией и патриотизмом. Первые вкрапления можно услышать уже на альбоме «Дурень» (1997), которые нашли свое отражение в композициях «Мама», «Печать зверя», «Все решено». С годами, данная тематика все больше и больше наполняла альбомы коллектива. Сегодня у молодого поколения алисоманов творчество группы ассоциируется по большей части как раз с песнями данной направленности – «Небо Славян», «Рок-н-ролл Крест», «Изгой» и т.д.
Сам Кинчев, в хорошем смысле этого слова, называет себя шутом гороховым. Это обусловлено его позицией по отношению к себе и своему творчеству. Константин никогда не называл себя проповедником. Более того, в одном из интервью, он утверждал о том, что его песни скорее обращены к язычникам, нежели к тем, кто уже является членами Церкви.
К сожалению, многие журналисты и музыкальные критики, довольно неоднозначно оценивают подобного рода поворот в тематике композиций группы «Алиса». Не редко, в различных информационных источниках критики называли Кинчева мракобесом. Сам же Константин относится к этому с равнодушием. В композиции «Эксцесс» он даже спел такие строчки – «Качает права системный коллапс, готовым к броску командуют – фас. На злобе окреп звериный рефлекс. Так мне видится мир – я мракобес!».
Но для своих поклонников Кинчев по-прежнему остается рок-героем, на песнях которого выросло уже не одно поколение. Выбрав когда-то для себя идеологию шута на сцене, Кинчев вот уже более 30 лет поет о вечных ценностях, о любви к родине и Богу. Его принципиальная позиция в вопросе религиозной веры вот уже многие годы является непоколебимой. Поэтому, чтобы не говорили о нем критики, а «Собака лает – караван идет» (народная мудрость). По всей видимости, Кинчев так и останется до конца своих дней на сцене Божьим шутом!