Найти тему
Полинария Ветрова

Перспектива "развития" или будущее в тумане

В фильме "Миропорядок 2018" В.Путин сказал: «В ближайшее время нам что нужно сделать? Нам нужно сделать так, чтобы инновационная составляющая развития России была главным драйвером ее развития, если мы этого добьемся, включая все ее составляющие и цифровые технологии и биологию… то тогда, без всяких сомнений, Россия сохранит статус великой державы, в том числе в сфере обеспечения обороноспособности государства». Судя по риторике нашего президента под инновационным развитием понимается нечто грандиозное, прорывное…

Следует напомнить, что концепция инновационной политики в нашей стране в ее «новой» истории стартовала еще в 1998 году Постановлением Правительства РФ № 832. Дальнейшее свое развитие данная концепция получила созданием в 2007 г. « Роснано» под чутким руководством «отца демократии и выдающегося реформатора» А.Чубайса. А также открытием в 2010 году по личной инициативе президента научно-технологического инновационного комплекса «Сколково», председательство которым в настоящее время передано в надежные руки небезызвестного «оптимизатора-новатора электричек» Аркадия Дворковича. На данный момент созданные структуры ничем «прорывным» себя не отметили, но это отдельный разговор.

Поскольку, по мнению нашего президента инновационная деятельность выступает главным драйвером экономического развития, хочется понять каким образом объявленный курс на инновационное развитие экономики, цифровизацию и создание искусственного интеллекта поможет нам в ближайшее время разрешить столь сложные и противоречивые проблемы нашей страны.

Непроясненность понятий таких как цифровизация, информационное общество и т.п., а теперь вот «инновация», всегда «наводят тень на плетень».

Само понятие «инновация» возникло в Европе в 50-е годы прошлого столетия и означало постоянное изменение форм организации, воспроизводства и распределения товаров, технологий, знания и т.п. Например, отличительной особенностью нововведений и рационализаторских предложений в Советском Союзе являлась ориентация на повышение производительности труда и эффективное использование имеющихся ресурсов, тогда как на Западе во главу угла ставилась задача не модернизация продукта, а создание нового, понимаемого как формирование новой потребности.

Заслуживают внимания два основополагающих аспекта – это «постоянное изменение», а также - «формирование новой потребности». Последнее из области классической казуистики, когда уже не спрос рождает предложение, а все наоборот. И критерием развития экономики становится рост потребительского спроса, чем больше, тем лучше. А «постоянное изменение» - это и есть суть инноваций. Она в постоянстве изменений, т.е. инновация становится определяющим предикатом в мышлении человека во всех областях его деятельности. Показательны здесь слова песни Роллинг Стоунз «Who wants yesterday’s papers, who wants yesterday’s girls». Звучит это не так уж и безобидно, тем не менее…

Идея заключается в перманентном изменении изменений, беспрерывного создания фиктивных потребностей и навязывание их обществу поднаторевшими маркетологическими уловками. Именно отсюда растут ноги потребительской идеологии. Проблема общества потребления заключена не в самом потреблении, а в его объекте, т.е. что потреблять и в каких дозах.

Речь идет о том, что инновационная составляющая развития рассчитана исключительно на потребу дня. Фундаментальные проекты ей не просто не свойственны, они ей противопоказаны. В большей степени - это область энтропии.

Однако на сегодняшний день феномен инноваций в нашей стране рассматривается только в его технико-экономической логике, а более широкий, объективный взгляд на проблему, обуславливающий самого человека предпочитается игнорировать, особенно в его негативной коннатации. Хотя по существу, инновационная составляющая в контексте цифровизации, интернеттехнологий, искусственного интеллекта, навязывается нашей стране и всему миру, прежде всего, как их идеологическое наполнение, больше имеющая отношение к гуманитарной составляющей, чем к самим технологиям.

Наглядным примером может служить отрывок из интервью Алексея Марея, члена совета директоров, главного управляющего директора, члена правления, заместителя председателя правления Альфа-Банка, данное компании BСG: «Мир продолжает меняться, и скорость изменений увеличивается. Бесполезно бороться с концепцией всеобщей цифровизации — ее нужно принять и понять, как в нее можно встроиться. Однако, на мой взгляд, цифровизация — это в меньшей степени про технологии, а в большей — про культуру. Цифровизация — это изменение парадигмы того, как мы думаем, как мы действуем, как мы общаемся с внешней средой и друг с другом. И технология здесь — скорее инструмент, чем цель». (https://www.bcg.com/ru-ru/about/bcg-review/digitalization.aspx).

Все сказано открытым текстом, без обиняков.

Ключевое – «цифровизация человека». Теперь человеку, чтобы быть в тренде, предлагается встраивать себя в оптику механического мировосприятия: «Не машина теснит человека, пытаясь занять его место, а человек сам желает стать машиной» (Подорога В. Homo ex machina. Авангард и его машины. Эстетика новой формы // Логос. 2010. С.23). Отсюда следует, что инновации в ходе своего становления необходимо трансформируют общественно-культурную среду и непосредственно самого человека, и более того внушают безальтернативность наступающей парадигмы.

Необходимо отдавать себе отчет, что современная реальность преобразуемая информационно-технологическими достижениями в большей степени находит свое выражение в виртуализации культуры в самом широком ее понимания, чем в ее созидательных намерениях в технико-экономической области. Но беда даже не в этом. Уходит из-под ног нравственная опора происходящего, вытесняется нерациональная, не приносящая прибыль духовность. Все современные тенденции общественного развития входят в противоречие с традицией.

В одном из своих выступлений академик Степин сказал: «Мы меняем наш окружающий мир так радикально и беспечно, что потом приходится самим подстраиваться в угоду созданному, а уступая мы все упрощаемся и упрощаем все человеческое в себе».

Советский фильм «Кин-дза-дза» как раз об этом. Обладание высокотехнологичными знаниями, что принесло самому человеку? Ущербность интеллекта, невостребованность духовных потребностей, отсюда скудный словарный запас на порядок ниже, чем у Эллочки-людоедочки, и соответствующий образ жизни - «ку».

Величие России в неопреодолимом духе народном, статус Великой державы – в ее идеократической сущности: Россия – страна смыслов. Экономика – только инструмент, при всем уважении к регулярно злоупотребляющейся в наше время фразе Ленина. Истинным драйвером развития нашей страны станет только обретение смыслов, а не инновационная политика.

Найдем смысл, сохранится дух, поднимем экономику. В неустойчивом, непредсказуемом глобальном мире у нашей страны есть все основания и возможности стать самодостаточной. Для этого требуется разрешение гуманитарных проблем, накопившихся за 30 лет измененной социально-экономической формации. Ее переосмысление и реализация обретенного смысла на практике, средствами и методами соответствующими его духу, а не мировым тенденциям.

«У этой рефлексивной задачи две стороны. Первая связана с осмыслением и выбором целей и ценностей, желаемого жизнеустройства. Это задача всего народа, элит, общественных организаций, берущих на себя рефлексивные проблемы, важнейший культурный вызов. Вторая – выявление ограничений, рисков, коридоров возможностей, моделирование различных сценариев развития. Это одна из главных проблем, стоящих перед всем научным сообществом России». (http://spkurdyumov.ru/economy/kritika-innovacionnogo-razuma/).