Современный мир все чаще диктует нормы и стандарты поведения, одежды и фигуры (веса), которым должен обладать человек, что бы достичь успеха. Если человек не соответствует предъявляемым обществом нормам, то с большой долей вероятности он будет подвергаться дискриминации. Как мы уже отмечали, дискриминация людей с нестандартным ростом и весом существует в двух социальных плоскостях: 1. непосредственно отношение других людей, обидные прозвища, эпитеты, шутки и анекдоты; 2. социально не адаптированное пространство (низкие потолки, узкие сидения в общественных местах, отсутствие одежды необходимых размеров ит.д.). В некоторых случаях это мотивирует людей изменять свой внешний облик, подстраиваясь под стереотипы о привлекательном внешнем облике, которые существуют в том или ином обществе в определенный период времени. Однако, не всегда возможно изменить эти "недостатки" (невозможно существенно уменьшить рост).
В современной культуре значимость визуального компонента вышла на новый, не реально высокий уровень. В связи с увеличением количества изображений разного качества и назначения, внедряемых в современную жизнь человека, на современном этапе возникла необходимость выделить такой новый феномен как визуальная культура. Кроме того, что в современной визуальной культуре основным является именно женский образ, который является эстетическим объектом, и выступает в роли носителя культурной семантики, выполняя различные экономические, социальные, политические и другие функции. Женские образы, которые визуально обозначены, не только отражают, но и формируют социальную реальность. Как отмечает К. Уоллерстайн современная реклама демонстрирует нам «идеалы женственности которым необходимо следовать». Однако некоторые из которых, в свою очередь, являются недостижимыми, как например «героиновая» худоба Кейт Мосс, которая являлась иконой моды 1990-х. Женщины воспринимают эти стандарты, как предписания для достижения успеха в современном социуме.
Так, в исследовании, проведенном Р. Бергстормом, К.Нейборсом и М.А. Льюисом показано, что мужчины точны в своих представлениях о том, что женщины находят привлекательным среди мужчин, но женщины считают, что мужчины хотят, чтобы женщины быть тоньше / худее, чем на самом деле указывают мужчины. Т.е. женщины стремятся соответствовать «мужскому идеалу» сформулированному самими женщинами. Авторы делают вывод о «надуманности» стандартов и идеалов о женской красоте. В свою очередь А. Яворовска и Г. Базылак выявляли взаимосвязь между реальным ИМТ и удовлетворенностью своим телом, соответствием идеалу. Авторы отмечают, что только 34,4% женщин и 37,1% мужчин-студентов были удовлетворены их текущим соотношением веса тела.
Для того, что бы рассмотреть данную проблему нами были проанализированы ответы 400 человек, из них 328 женщин и 72 мужчин в возрасте от 18 до 54 лет. И мужчинам, и женщинам было предложено оценить собственную фигуру и выбрать фигуру, которую они считают идеальной для красивой женщины и красивого мужчины. Для этого мы использовали изображение мужских и женских фигур с различным индексом массы тела (соотношение рост-вес) приведенные в работе К. Ягер, которые представлены на рисунке.
На первом этапе мы рассматривали точность оценки собственного веса мужчинами и женщинами не зависимо от их возраста. Так, в ходе анализа мы выявили, что большинство и мужчин и женщин приписывает себе больший вес, чем есть на самом деле (65% мужчин и 60% женщин), меньший вес приписывают себе 14% мужчин и 9% женщин. И 21% мужчин и 31% женщин точно описывают свою фигуру. Таким образом, можно предположить, что женщины имеют более точное представление о собственной фигуре, что также говорит о том, что женщины значимо чаще, чем мужчины обеспокоены своим весом и контролируют свой вес.
Далее нами был проведен корреляционный анализ, который показал, что существует прямая корреляционная взаимосвязь между возрастом участников исследования и представлениями о красивой фигуре женщины (r=0,21) и красивой фигуре мужчины (r=0,17). Таким образом, Чем старше участники исследования, тем больший вес они приписывают красивой женщине и красивому мужчине.
Нами также был проведен сравнительный анализ представлений о красивом мужском и женском теле и были выявлены значимые различия в представлениях о фигуре красивой женщины (t=-3,079) и фигуре красивого мужчины (t=-3,509). Таким образом, мужчины, по сравнению с женщинами, приписывают больший вес и красивым мужчинам, и красивым женщинам.
Мы также рассмотрели, какие фигуры мужчины и женщины считают более привлекательными. Так, мы выявили, что женщины в равной степени приписывают как нижний порог нормы (дефицит массы тела), так и верхний порог нормы (предожирение), в то время как мужчины реже называют нижний порог нормы, описывая женскую фигуру как нормальную или «с формами».
Подобный анализ был также проведен относительно выборов фигуры красивого мужчины, интересно отметить, что мужчины описывали больший диапазон соотношения рост-вес (от фигуры №2 до фигуры №9), в то время как женщины приписывали красивому мужчине меньший диапазон показателя ИМТ (от фигуры №2 до фигуры №5). Данные представлены в таблице 2.
Какой вывод можно сделать из полученных данных?
- мужчины могут быть полными и красивыми, но женщины не могут
- женщины считают, что мужчинам нравятся очень худые, но это не так! Мужчины предпочитают фигуры средние и с формами.
- наше представление о теле скорее ложное и стремление похудеть основано, скорее всего, на ложном представлении о теле!