В преддверии нового учебного года в России развернулась своеобразная общественная дискуссия по дистанционному обучению в школах. У многих возникли опасения введения дистанта в школах в этом учебном году, как это случилось в прошлом году, и вообще по поводу места дистанционного обучения в образовании.
Отвечая на беспокойство общественности 22 августа на встрече с представителями партии Единая Россия Президент России указал место дистанционного образования, подчекнув, что дистанционный способ обучения должен дополнять то, что мы традиционно используем.
Потом 25 августа 2021 года, когда Президент в онлайне проводил заседание президиума Государственного Совета по вопросу о задачах субъектов Российской Федерации в сфере общего образования, где он еще раз выступил в поддержку важности традиционного обучения в процессе цифровизации школ, проходящей ускоренными темпами в России.
Уже в этом году все школы страны должны получить не просто доступ к интернету, а к скоростному интернету. Такая цифровизация – это именно дополнение – уже много раз об этом говорил, – а не отказ от традиционного образовательного процесса. Хочу ещё раз обозначить эту принципиальную позицию, потому что эта тема волнует очень и очень многих граждан.
И вот уже Министр просвещения Сергей Кравцов, выступая 27 августа на сессии Опережая время: система образования для человека новой эпохи в рамках Российского международного форума Время образования, в свою очередь заявил:
Ни у министерства просвещения, ни у министерства цифрового развития нет никаких планов по переводу школ на дистанционное обучение. Никаких. И никогда не будет
А вчера Сергей Кравцов в онлан-режиме провел очередное ежегодное Общероссийское родительском собрание, где еще раз подтвердил позицию министерства в отношении дистанционного образования:
У нас нет никаких планов по переводу школ на дистанционное обучение. Школы всегда будут работать в традиционном формате. Учителя никто не заменит
Вопрос, казалось бы, закрыт. Но как быть, если в России случится новая волна эпидемии ковида, может этой осенью? Это чрезвычайное событие никак нельзя считать маловероятным, о чем говорят многие эксперты, и я предупреждал в своей статье Третья (четвертая) волна ковида - она таки будет в России, опираясь на мнение практикующего авторитетного российского медика. И Министр Просвещения тоже в своем выступлении напомнил, что надо усилить и углубить соблюдение антиковидных мер, рекомендованных Роспотребнадзором.
Вот, я например, не уверен, что во всех российских школах учителя и особенно ученики будут строго соблюдать антиковидные меры Роспотребнадзора - есть у меня непреодолимые сомнения на сей счет.
Однако, вернемся к нашим баранам теме дистанта - дистанционного образования и обучения. Вчера на сайте Коммерсантъ было опубликовано интервью с Алексеем Семеновым (академик РАН и РАО, заведующий кафедрой математической логики и теории алгоритмов мехмата МГУ, директор Института кибернетики и образовательной информатики им. А. И. Берга Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» РАН, лауреат премии ЮНЕСКО) - Школа игнорирует цифровые технологии или даже противостоит им.
Академик Алексей Семенов в ответ на вопрос - В чем же причина этого глобального снижения интереса к школе и замещения ее виртуальными играми? - ответил:
То, что школа игнорирует цифровые технологии или даже противостоит им,— это часть общего разрыва между миром школы и жизнью вообще. Изменения в жизни идут очень быстрыми темпами, а школа исходно выстроена как репродукция чего-либо. Даже самый креативный учитель вынужден предлагать детям содержание и деятельность столетней и более давности.
Рассказывая как цифра помогает учиться ученикам и учить учителям, академик, однако, отметил роль родителей и школы, где их дети учатся, во внедрении цифры в процесс обучения:
Цифровизация образования — важнейшее направление, убирающее стену, отделяющую школу от мира, делающее ее адекватной этому миру. Конечно, родители могут претендовать на то, чтобы в школе, где учится их ребенок, цифры не было, это может быть сознательным выбором родителей и школы. Но все же цифровизация необходима как элемент синхронизации школы с миром, соответствия все ускоряющимся изменениям.
Очевидно, что академик не уповает на ковидные ограничения, которые так или иначе потребуют дистанта в обучении - выбор в пользу цифры (и дистанта) должен быть осознанным. Я бы вспомнил и о так называемом цифровом неравенстве, которое может возникнуть между выпусниками разных школ в России, причем не только по объективным причинам, но и субъективным, как оказалось (неприятия цифры учителями, родителями).
Здесь уместно вернуться к выступлению Президента на упомянутом заседание президиума Государственного Совета, где отдельно было сказано о равенстве возможностей при обучении в российских школах:
то есть доступность качественного образования для каждого ребёнка в соответствии с его интересами и способностями. Причём независимо от того, где он живёт: в городе или в деревне, в Москве или в любом другом регионе страны. Независимо от того, где учится: в государственной школе или в частной. И конечно, независимо от социального статуса и доходов родителей
Ну, и как обеспечить эту доступность без интернета, без внедрения цифры и дистанта в школе? Никак, ибо надо обеспечить удаленный доступ к качественным образовательным ресурсам каждому. А еще и возможность удаленного тестирования, а в перспективе и сдачи экзаменов выпускных и/или вступительных (в любой ВУЗ страны в идеале). Об эксперименте дистанционной сдачи нынешней летней сессии студентами некоторых ВУЗов Москвы я писал в статье - Сдал биометрию - можешь сдавать экзамены в ВУЗе удаленно и бесплатно. Здесь же уместно вспомнить о детях с ограниченными возможностями и детях, находящихся на стационарном лечении, а еще о тех, кто получает так называемое домашнее образование, по тем или иным причинам.
А что вы думаете о дистанционном обучении школьников, хотя бы и вынужденном, в случае обострения эпидемиологической обстановки в каком отдельном регионе, городе (общего приказа перехода на дистант по стране не будет, даже в случае новой волны эпидемии ковида, - это уже ясно)?