Сегодня мы расскажем про Окна сатиры РОСТА - серию плакатов, выпускавшихся в 1919-1921 года, во время Гражданской войны. Главной целью плакатов была агитация, так необходимая молодому советскому государству.
Речь будет идти про роль В. В. Маяковского в этом проекте. Владимир Владимирович вложил очень много труда и сил в это дело. Так же он привлёк своих сестёр, которые ему постоянно помогали.
Начнём с того, что окна сатиры РОСТА — это серия плакатов, создававшаяся советскими художниками и поэтами, которые работали в Российском телеграфном агентстве (отсюда и название — РОСТА). Эти плакаты представляли собой целое направление агитационного искусства. Выпускались они в период гражданской войны, а конкретно в 1919-1921.
Основное содержание плакатов — борьба с контрреволюционерами, агитация за добросовестный труд, борьба с безграмотностью, осуждение пьянства, призывы к вступлению в партию, борьба с оппортунизмом, а так же борьба со вшами, мучивших почти каждого военнослужащего.
У всех плакатов есть свой характерный стиль, заключающийся в простоте изложения мысли, чёткости идеи и запоминающейся всем и каждому подаче. Главными героями плакатов являются рабочие, крестьяне, военнослужащие которым противостоят капиталисты, попы, помещики и белые генералы.
Маяковский сразу смог выразить свой талант в этом формате. Ему нравилась работать над плакатами, он легко подбирал рифмы для небольших стихов и частушек. Помимо этого он самостоятельно рисовал героев своих произведений.
Владимир писал о них так:
«Это протокольная запись крупнейшего трехлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов. (…) Это телеграфные вести, моментально переданные в плакат, это декреты, сейчас же распубликованные на частушки, это новая форма, выведенная непосредственно жизнью, это те плакаты, которые перед боем смотрели красноармейцы, идущие в атаку, идущие не с молитвой, а с распевом частушек»
Поэт день и ночь трудился над плакатами. Делал это не из-за денег, платили крайне мало. Он хотел помочь советской власти. Плакатов было выпущено бесчисленное множество, порядка несколько сотен за два с половиной года. Рисовали и писали день и ночь. Вся квартира была завешана плакатами, так их сушили. Порой ложились спать, накрываясь плакатами. Просыпались каждые 2-3 часа, чтобы нанести второй слой краски.
Тем не менее, Владимир и его сестра Людмила очень любили этот тяжёлый труд. Как вспоминала Людмила:
«Спустя много лет сестра (Ольга) спрашивала меня:
-Знаешь, что я с удовольствием делала бы сейчас?
-Что?
-Плакаты Роста..»
Конечно, Маяковский был не единственным автором плакатов. Помимо него в окна сатиры РОСТА входили другие писатели и художники. Оценивая позже «окна», В. В. Маяковский писал в статье «Только не воспоминания…»:
«Окна РОСТА — фантастическая вещь. Это обслуживание горстью художников, вручную, сто пятидесятимиллионного народища». Фантастической казалась сама затея: восполнить ручным трудом то, что не в состоянии был дать печатный станок