Найти тему

Проблема согласования экономических интересов

Практика показала, что в современной России во многих важных случаях «невидимая рука рынка» не решила проблемы согласования общенародных, коллективных и личных экономических интересов. Эта проблема особенно актуальна в системе государственных заказов и при капитальном строительстве, где отсутствует свободная рыночная конкуренция. Для ее решения полезно вспомнить и использовать опыт, накопленный в СССР, особенно механизм лимитных цен. Они определялись на основе методов оценки эффективности капитальных вложений и новой техники.

С точки зрения общенародных интересов, эффект от внедрения научно‑технических достижений или инноваций (НТД) проявляется в снижении себестоимости продукции или в улучшении ее качества (потребительских характеристик). Однако экономическая система госзаказов или капитального строительства в России, как и было в СССР, не заинтересовывает в этом коллективы производителей. Для них и для их работников выгодны рост объемов производства в денежном выражении и рост прибыли. А система ценообразования базировалась только на проектной (сметной) себестоимости. Например, если по новому проекту качество изделия не менялось, но его себестоимость снижалась, то снижалась и цена изделия, и нормативная прибыль в ее составе. Соответственно, при сохранении физических объемов производства, снижались показатели объема продукции и прибыли предприятия. Следовательно, уменьшалось экономическое стимулирование коллектива и работников.

Если же внедрение НТД в новом проекте приводило к повышению качества изделия без роста его проектной себестоимости, то это не увеличивало цену изделия. Соответственно, не увеличивалось экономическое стимулирование коллектива и работников. И дополнительные усилия и риски, связанные с внедрением НТД, экономически не компенсировались.

При капитализме, в системе ценообразования на основе свободной рыночной конкуренции многих равноправных продавцов и покупателей взаимозаменяемых изделий, дела обстоят противоположным образом. Рыночная цена определяется среднерыночным соотношением цена‑качество. При первоначальном внедрении НТД появляется возможность извлечения сверхприбыли, что стимулирует такое внедрение. Затем, когда на рынке появляется много продукции с использованием такого НТД, те, кто его не внедряют, снижают свою норму прибыли. Это экономически понуждает всех к такому внедрению. И через некоторое время использование этого НТД становится нормой. Затем возникают, и внедряются новые НТД. В совокупности это обеспечивает быстрый научно‑технический прогресс в рыночной экономике, и ее преимущества по сравнению с плановой экономикой.

Однако, как показано в работах Дж. К. Гэлбрейта /1/ и в некоторых других, в реальном современном капитализме существуют очень большие и значимые сектора, где механизмы ценообразования на основе свободной рыночной конкуренции не действуют, поскольку там нет такой конкуренции. В наибольшей степени это относится к системе государственных заказов и к строительству крупных или уникальных объектов. Эти выводы справедливы для всех стран с рыночной экономикой. Они были сделаны на основе анализа экономики США. Но они применимы и для России.

В СССР был накоплен положительный опыт изменения механизмов ценообразования, на основе использования лимитных цен при ценообразовании на промышленную продукцию производственно‑технического назначения. В Министерстве приборостроительной и электротехнической промышленности СССР лимитные цены использовались для экономического стимулирования разработки и внедрения в производство НТД. Однако в СССР в других отраслях и в системе капитального строительства аналогичные механизмы не применялись.

В 1980‑е годы мной велись исследования по определению и применению лимитных цен на объекты капитального строительства, и соответствующих систем показателей оценки деятельности и экономического стимулирования строительных и проектных организаций для стимулирования внедрения НТД. Имеется ряд публикаций и отчетов о НИР по этой тематике (например, /4/, /5/, /6/, /7/). В 1990 г. по заказу Госстроя СССР был подготовлен отчет по НИР /8/: «Разработать методические положения по определению лимитных цен на строительство, учитывающих эффективность капитальных вложений». В нем были исследованы особенности формирования цен на готовую строительную продукцию с учетом эффективности капитальных вложений, с целью методического обоснования их использования как основной формы ценообразования в строительстве в условиях инвестиционного рынка. Выполнены экспериментальные расчеты лимитных цен на строительство объектов (на примере строек ряда отраслей). Разработаны методические рекомендации по определению лимитных цен на строительство, предусматривающие переход от калькуляционных к экономическим методам определения цен на готовую строительную продукцию. Проект этих методических положений был представлен заказчику – Госстрою СССР. Эти разработки можно использовать и в современной России.

Основная идея лимитных цен.

Для любого продукта определяется сопоставимая цена (ЦС) при которой для потребителя эффективность капитальных вложений будет равна ее уровню по лучшему старому аналогу, или ее нормативному значению. Соответственно, ЦС по новому проекту увеличивается при улучшении потребительских характеристик, и снижается при их ухудшении. Далее определяется сметная стоимость или нормативная цена (ЦСМ) продукта (объекта), исходя из его проектной (сметной) себестоимости. Разность между ними (ЦС – ЦСМ) характеризует народнохозяйственный эффект от использования НТД в новом проекте. Этот эффект по определенным правилам распределяется через цену между заказчиком и исполнителем. Определяется лимитная цена (ЦЛ) как верхний предел для договорной цены (ЦД). Например, в первый год народнохозяйственный эффект распределяется так: 70% – исполнителю, и 30% – заказчику, то есть ЦЛ = ЦСМ +0,7* (ЦС – ЦСМ) = 0,3*ЦСМ +0,7*ЦС.

А затем в течение нормативного срока внедрения НТД в данной отрасли «новый» проект постепенно превращается в «обычный». При его повторном применении в последующие годы ЦЛ приближается к ЦСМ (например, доля исполнителя каждый год уменьшается на 10%, и через 7 лет и более она будет равна нулю). После завершения этого периода ЦЛ = ЦСМ.

При таком ценообразовании будет работать экономическое стимулирование и заказчика, и исполнителя для использования новых проектов, включающих НТД. Им станет выгодно снижать проектную себестоимость и улучшать потребительские характеристики объектов путем внедрения НТД. И это мало зависит от точности определения ЦС. Одновременно появляется мощный механизм контроля над ценами на объекты госзаказа или капитального строительства, на основе формализованных научных расчетов. Это может помочь России ускорить научно‑технический прогресс, а также существенно снизить уровень коррупции и завышения цен в сфере госзаказов и капитального строительства.

Подобные методы могут применяться и для внутренних (не рыночных) цен в крупных компаниях.

Механизм реализации этих предложений может быть организован следующим образом.

Сопоставимая цена (ЦС) на объект госзаказа или капитального строительства определяется заказчиком на основе соответствующего технико‑экономического обоснования (ТЭО). Она должна указываться в ТЭО, в формулировке госзаказа или в задании на проектирование, совместно с указанием соответствующих уровней основных потребительских характеристик и допустимых диапазонов их изменения. Затем потенциальные исполнители, желающие получить этот заказ, представляют заказчику (государственному или частному) свои предложения по реализации этого заказа, с соответствующими показателями этих потребительских характеристик, сопоставимой цены, проектной (сметной) стоимости, лимитной цены и договорной цены. Заказчик выбирает лучшее для себя предложение, и работает далее с этим исполнителем.

Для практического внедрения этих идей потребуются соответствующие изменения в законодательстве, основанные на использовании практического опыта и разработок СССР (в том числе, упомянутых выше), а также, видимо, новых разработок, применительно к современным условиям России.

Задачи эти – не простые. Но «игра стоит свеч»!

Использованные источники :

1. Джон Кеннет Гэлбрейт «Экономические теории и цели общества».

2. Львов Д. С. Эффективное управление техническим развитием. М.: 1990. 255 с.

3. Хачатуров Т. С. Эффективность капитальных вложений. М.: Экономика, 1979. ‑336 с.

4. Методика (основные положения) определения экономической эффективности использования в народном хозяйстве новой техники, изобретений и рационализаторских предложений. Утверждена постановлением ГКНТ, Госплана СССР, Академии наук СССР и Госкомизобретений от 14 февраля 1977 г. №48/16/13/3.

5. Б. Д. Новиков. «Пути повышения заинтересованности строителей во внедрении научно‑технических достижений» с.158–163. АН СССР, Институт экономики «Методы и практика определения эффективности капитальных вложений и новой техники». Сборник научной информации. Выпуск 38. М. «Наука» 1988.

6. Новиков Б. Д. «Совершенствование системы показателей оценки деятельности строительных и проектных организаций». М., ВНИИОЭНГ, 1982. 46 с.

7. Положение об экономическом стимулировании использования научно‑технических достижений при проектировании и строительстве объектов нефтяной промышленности (Проект. 2‑я редакция). М., ВНИИОЭНГ, 1984

8. «Разработать методические положения по определению лимитных цен на строительство, учитывающих эффективность капитальных вложений». Отчет по научно‑исследовательской работе (заключительный). В трех книгах. М, ЦМИПКС, 1990. Научный руководитель – д.э.н., проф. Г. М. Хайкин, ответственный исполнитель – Б. Д. Новиков.