Найти в Дзене
Морской хронограф

Морской хронограф: 29 августа - этот день в отечественной морской истории

Оглавление
1834, 29 августа (10 сентября) - Испытание первой отечественной цельнометаллической подводной лодки К.А. Шильдера
1834, 29 августа (10 сентября) - Испытание первой отечественной цельнометаллической подводной лодки К.А. Шильдера

2005, 29 августа:

-2

Научно-экспедиционное судно «Академик Федоров» самостоятельно, без ледокольного сопровождения, достигло Северного полюса.

2002, 29 августа:

-3

На острове Новик в Выборгском заливе Балтийского моря освящена часовня в память русских моряков, похороненных здесь в XVIII-XIX вв.

-4

1998, 29 августа:

Правительством РФ принято Постановление № 1009 «О военных образовательных учреждениях профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации». В соответствии с этим постановлением созданы:

Санкт-Петербургский военно-морской институт на базе Высшего военно-морского училища им. М.В. Фрунзе и Высшего военно-морского училища подводного плавания им. Ленинского комсомола;

Военно-морской инженерный институт (город Пушкин Ленинградской области) на базе Высшего военно-морского инженерного училища им. Ф.Э. Дзержинского (Санкт-Петербург) и Высшего военно-морского инженерного училища им. В.И. Ленина (город Пушкин Ленинградской области).

Преобразованы:

Высшее военно-морское училище радиоэлектроники им. А.С. Попова в Военно-морской институт радиоэлектроники (город Петродворец Ленинградской области);

Калининградское высшее военно-морское училище в Балтийский военно-морской институт (Калининград);

Тихоокеанское высшее военно-морское училище им. С.О. Макарова в Тихоокеанский военно-морской институт (Владивосток).

1997, 29 августа:

Президент России подписал Указ № 950 «О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере».

1997, 29 августа:

-5

На Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге состоялось торжественное открытие памятника, сооруженного на могиле Б.А. Вилькицкого, известного гидрографа, начальника Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана, открывшей в 1913 году Северную Землю.

1991, 29 августа:

Атомные подводные лодки проекта 671 переквалифицированы из крейсерских в большие атомные подводные лодки (буква «К» в обозначении заменена на «Б»).

1991, 29 августа:

Памятный поход отряда кораблей Балтийского флота, ЛенВМБ и Балтийского морского пароходства (всего 7 кораблей и судов) в честь 50-летия прорыва кораблей краснознаменного Балтийского флота из Таллина в Кронштадт в конце августа 1941 года.

1991, 29 августа:

Указом Президента СССР упразднено Главное военно-политическое управление Вооруженных сил СССР.

1981, 29 августа:

Скончался капитан 1 ранга Иван Данилович Жонголович (1892-1981), гидрограф-геодезист, исследователь Северного Ледовитого океана (1918-1929), участник высокоширотной экспедиции в совместном дрейфе ледокольных пароходов «Садко», «Георгий Седов» и «Малыгин» (1935-1938). Автор трудов по гравиметрии.

1968, 29 августа:

Директивой начальника Главного штаба ВМФ введено в действие «Положение о боевой службе ВМФ». Это был первый документ, обобщивший опыт боевой службы и регламентировавший действия сил. В 1970 году в развитие этого Положения было издано наставление.

1958, 29 августа:

-6

Родился Сергей Валентинович Справцев (29 августа 1958 года, Соловецкие острова Архангельской области – 23 августа 2010 года, Выборг Ленинградской области), капитан 1 ранга, командир крейсерской атомной подводной лодки «К-317» («Пантера») Краснознамённого Северного флота, Герой России.

1957, 29 августа:

Состоялось заседание Президиума ЦК КПСС, посвященное вопросу проектирования и производства корабельного оружия. Поставлена задача к 1958 году создать первый специально спроектированный ракетный корабль.

1949, 29 августа:

-7

Летчик М.Д. Гуров совершил первый полет на первом корабельном вертолете конструкции Н.И. Камова Ка-10.

1949, 29 августа:

Советский Союз на полигоне в районе Семипалатинска провел первое испытание отечественного ядерного заряда (плутониевая бомба) РДС-1 («Россия делает сама»). Мощность взрывного устройства составляла 22 кт тротилового эквивалента. Сообщение ТАСС об этом событии было опубликовано 25 сентября. Атомное оружие поступило на вооружение Советской армии и ВМФ в 1954 году.

1945, 29 августа:

Корабли Тихоокеанского флота приступили к тралению мин в Японском море.

1944, 29 августа:

Корабли Черноморского флота приняли участие во взятии войсками 3-го Украинского фронта крупного румынского порта и военно-морской базы противника на Черном море Констанца.

1944, 29 августа:

Черноморский флот и Дунайская военная флотилия приняли участие в Ясско-Кишиневской операции 2-го и 3-го Украинских фронтов по освобождению Молдавии и выводу из войны Румынии.

1944, 29 августа:

Завершилась Белорусская наступательная операция войск 1-го Прибалтийского, 3-го, 2-го и 1-го Белорусских фронтов с целью разгрома противостоящих группировок немецко-фашистских войск и освобождения Белоруссии. Части Днепровской военной флотилии высаживали десанты, осуществляли переправу войск через водные преграды и вели поддержку артиллерийским огнем.

1942, 29 августа:

Из состава Северного флота в Красную армию передано 8 маршевых батальонов общей численностью 6348 человек, в связи с чем некомплект флота составил 10 620 человек.

1941, 29 августа:

Второй день прорыва кораблей Балтийского флота из Таллина в Кронштадт.

-8

Турбоход «Луга» (ВТ-518, капитан В.М. Миронов) покинул Таллин, имея на борту 1226 раненых. При следовании в конвое №3 подорвался на мине в районе мыса Юминда-Нина (59°47' с. ш., 25°26' в. д.). Затопило носовой трюм. 1206 раненых из других помещений удалось передать на пароход «Скрунда». После этого по приказанию капитана были открыты кингстоны и турбоход «Луга» затонул. Капитан и члены экипажа на шлюпке через несколько часов добрались до теплохода «Вторая пятилетка». Число погибших составило по одним данным 20, по другим - до 300 человек.

Пароход «Эргонаутис» (ВТ-537; капитан – Э. Саар) Эстонского пароходства следовал в составе конвоя № 2. Затонул от ударов немецкой авиации в районе мыса Юминда-Нина. Погибло более 300 человек.

Пароход «Найссаар» при следовании в конвое № 2 подорвался на мине и был потоплен немецкой авиацией во время эвакуации Таллина к востоку от острова Мохни. Погибло несколько сот раненых и большая часть экипажа, в том числе капитан В. Калью.

Пароход «Аусма» (ВТ-546, капитан - Р.Э. Кунтсберг) следовал из Таллина в Ленинград в составе конвоя № 3, имея на борту гарнизон Палдиски (до 1200 человек). В 13 часов затонул от прямого попадания авиабомбы в районе острова Родшер.

Пароход «Балхаш» (ВТ-501, капитан - А.А. Демидов) Балтийского пароходства следовал в конвое № 3 из Таллина в Кронштадт, на борту находились эвакуируемые медицинские учреждения ВМФ, в частности Палдисский военно-морской госпиталь. Подорвался и затонул на минном поле в районе между островами Вайндло и Родшер. Погибло 87 раненых и 8 членов экипажа.

Пароход «Тобол» (ВТ-512) следовал в составе конвоя № 3. Северо-западнее острова Вайндло (59°55' с. ш., 26°11' в. д.) погиб от прямых попаданий бомб, сброшенных 5 «юнкерсами» в момент, когда пытался подойти к горящему пароходу «Казахстан», чтобы оказать ему помощь. Капитан Б.И. Виноградов тяжело ранен, впоследствии умер от ран.

Пароход «Атис Кронвалдс» (ВТ-563) следовал из Таллина, имея на борту до 1000 пассажиров. Был потоплен юго-западнее острова Лавенсаари (59°55' с. ш., 27°45' в. д.) вечером около 18 часов в результате очередной атаки немецкой авиации, в которой участвовало 14 бомбардировщиков. Часть пассажиров была спасена. Точное число погибших неизвестно.

Пароход «Вормси» из-за полученных на переходе повреждений от ударов авиации выбросился на берег острова Большой Тютерс, оставлен командой.

Пароход «Сигулда» (ВТ-519, капитан - В.М. Беклемишев) в составе конвоя шел порожним в Таллин. У острова Вайндло тральщика подорвались на минах тралы, конвой возвратился к острову Гогланд, где подвергся ударам авиации противника. «Сигулда», получив повреждения, выбросилась на мель у Южного Гогландского маяка (60°01' с. ш., 26°59' в. д.). Через сутки судно полностью затонуло.

Пароход «Шайляй» (ВТ-550) следовал из Таллинна в составе конвоя № 2. В районе острова Родшер был поврежден прямым попаданием авиабомбы, но остался на плаву, с помощью спасателя «Метеор» и «ТЩ-31» пришел на рейд Сууркюля острова Гогланд. Весь личный состав эвакуируемой воинской части с полным вооружением был высажен на берег. При последующих налетах пароход «Шауляй» получил ряд новых повреждений и наполнился водой. Попытки откачать воду 5-7 сентября оказались безуспешными. В ноябре-декабре использовался для бункеровки углем кораблей и судов, следовавших на полуостров Ханко. 13 июня 1942 года сидящий на камнях корпус был торпедирован советской подводной лодкой «М-97».

Пароход «Вайндло» (капитан Ситник) следовал от острова Гогланд в Кронштадт. Потоплен немецкой авиацией в точке - 60°00' с. ш., 27°16' в. д.

Теплоход «Иван Папанин» (ВТ-505; капитан А.П. Смирнов)) следовал из Таллина в конвое № 2, имея на борту более 3000 бойцов и 200 автомашин. 29 августа во время очередного налета фашистской авиации в судно, находившееся в 19 милях от острова Гогланд, попало 2 бомбы. Погибло и получило ранения 70 человек. Капитан А.П. Смирнов умер от ран. Вспыхнул пожар. Усилиями экипажа горящий теплоход удалось довести до острова Гогланд и посадить на мель. Более 2500 пассажиров было высажено на берег. Покинутый теплоход порывом ветра снесло с мели в море. На следующий день он был добит самолетами противника в 8 милях к западу от Северного Гогландского маяка.

Пароход «Лейк Люцерне» (ВТ-581, капитан Г. Каськ) Эстонского пароходства вышел из Таллинна в неисправном состоянии. Следовал в конвое № 3 в Кронштадт. 29 августа в 15 часов был сильно поврежден прямым попаданием авиабомб. Погибло около 200 человек. Тяжело раненному капитану удалось довести судно до острова Гогланд и посадить его на мель. Более 2500 чел. было доставлено на берег. Во время последующих атак вражеской авиации покинутый пароход получил новые разрушения и затонул. у южной оконечности острова Гогланд (60°00',7 с. ш., 27°00',8 в. д.).

Пароход «Калпакс» (ВТ-524, капитан Э. Вейнбергс) в качестве госпитального судна следовал в конвое № 1. Потоплен в результате 47 атак немецких бомбардировщиков восточнее острова Гогланд. Погибло более 1100 человек, в том числе 700 раненых бойцов. Значительная часть людей, державшихся на воде после гибели судна, была расстреляна фашистскими летчиками из пулеметов, что увеличило общее число жертв. Катера подобрали из воды 70 человек, в том числе 16 членов экипажа судна. Капитан Э. Вейнбергс тяжело ранен.

29 августа большинство кораблей прибыло в Кронштадт, утром 30 августа подошли остальные. Несмотря на исключительные трудности перехода основной состав КБФ был сохранен. Всего в Кронштадт прибыло 112 кораблей, 23 транспорта и вспомогательные судна. На кораблях и транспортах из Таллина было эвакуировано более 18 тысяч человек. На переходе погибло 15 кораблей (5 эсминцев, 2 подводные лодки, 2 сторожевых корабля, 3 тральщика, канонерская лодка и 2 катера), 31 транспорт и вспомогательное судно.

1941, 29 августа:

-9

Пароход «Каменец-Подольск» следовал в балласте из Керчи в Новороссийск. Потоплен двумя гитлеровскими самолетами-торпедоносцами в 15 милях к югу от Керченского полуострова (44°49' с. ш., 36°06' в. д.). Во время боя катер охранения «СКА-033» сбил один самолет противника, а второй самолет зацепился за мачту и упал в море.

1941, 29 августа:

-10

Научно-испытательный морской артиллерийский полигон начал обстрел противника из 406-мм орудий на дальность свыше 40 км. Полигон наносил мощные удары по врагу из дальнобойных орудий в течение всего периода обороны Ленинграда.

1941, 29 августа:

Во время стоянки на рейде Трийги у острова Сааремаа пароход «Хельге» (капитан Н. Киибус) Эстонского пароходства подвергся налету самолетов противника, получил повреждения, сел на грунт и был оставлен командой. 6 и 17 сентября подвергся новым ударам авиации, затем был обстрелян немецкой полевой артиллерией. В июне 1942 года был бомбардирован советской авиацией.

1938, 29 августа:

Приказом наркома ВМФ № 165 введено в действие «Наставление по штурманской службе кораблей РККФ».

1937, 29 августа:

-11

Родился Феликс Николаевич Громов (1937-2021), адмирал флота, первый заместитель командующего, а затем командующий Северным флотом (1984-1992), заместитель министра обороны - главнокомандующий ВМФ с 19 августа 1992 года по 8 ноября 1997 года.

1932, 29 августа:

-12

Заложена головная подводная лодка «М-2» типа «Малютка» серии VI (главный конструктор - А.Н. Асафов). Спущена на воду 8 апреля 1933 года. Введена в состав Морских сил Дальнего Востока 26 апреля 1934 года. Вся серия состояла из 30 единиц.

1926, 29 августа:

Пароход «Буревестник» совершал обычный рейс из Ленинграда в Кронштадт. На рейс было продано 404 билета; численность команды составляла 11 человек. Встречным курсом по Морскому каналу из Кронштадта шёл немецкий пароход «Грета». Предприняв манёвр для расхождения со встречным судном правыми бортами, помощник капитана Храпунов допустил столкновение со стенкой Хлебного мола. Получив пробоину, он дал задний ход, но судно начало садиться и через 15-20 минут опустилось на дно.

В результате аварии погибло 65 человек (по другим данным 59). На тот момент времени это была крупнейшая по числу жертв катастрофа гражданского парохода в невоенное время в Ленинграде (она превысила число жертв затонувшего 7 апреля 1907 года на Неве парохода «Архангельск», когда погибло 39 человек).

Суд, состоявшийся 8 ноября 1926 года, признал виновным в катастрофе капитана Пийспанена (отсутствовавшего на пароходе в момент катастрофы) и его помощника Храпунова и приговорил их к 4 годам тюрьмы.

1926, 29 августа:

В Ленинграде спущен на воду грузопассажирский теплоход "Алексей Рыков" (в последствии - "Андрей Жданов").

На Северной судостроительной верфи заложен головной рефрижератор "Феликс Дзержинский" (с октября 1940 года - минный заградитель "Урал").

1924, 29 августа:

ЦИК и СНК СССР приняли постановление «О флагах и вымпелах Союза Советских Социалистических Республик». В нем сказано: «Государственный флаг Союза ССР поднимается в качестве кормового флага на всех торговых судах, приписанных к портам СССР».

1919, 29 августа:

-14

Родился Иван Ильич Говору́хин (29 августа 1919, с. Катенино, Челябинская область - 27 марта 1944, Николаев), матрос, радист 384-го отдельного батальона морской пехоты Одесской военно-морской базы Черноморского флота, участник героического десанта К. Ольшанского в Николаевский порту в марте 1944 года. Герой Советского Союза (20.04.1945).

1918, 29 августа:

Приказом по флоту и Морскому ведомству №619 введено в действие «Временное положение о правах и обязанностях военных моряков и внутреннем распорядке на кораблях и в военно-морских частях», закрепившее в более определенной форме некоторые положения ранее вышедших уставных документов. По существу, это был первый корабельный устав РККФ. Организация несения дежурно-вахтенной службы, боевой подготовки и управления военными частями корабля регламентировалась Морским уставом издания 1914 года.

1916, 29 августа (11 сентября):

Семь российских гидросамолетов выполнили ночную бомбардировку порта Варна, сбросив 54 бомбы.

1911, 29 августа (11 сентября):

В Финском заливе у Кронштадта во время шторма погибла яхта «Буревестник».

1909, 29 августа (11 сентября):

-15

Родился Владимир Матвеевич Грибов (1909-1993), специалист в области морского приборостроения, один из организаторов ЦНИИ «Электроприбор», первый директор ЦНИИ «Электроприбор» (1945-1974) и Ленинградского научно-производственного объединения (ЛНПО) «Азимут» (1974-1977). Под его руководством была создана мощная научная и производственная база по разработке морских средств навигации. Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской премии (1943).

1905, 29 августа (11 сентября):

-16

Родился Александр Акимович Ишков (1905-1988), советский государственный деятель, руководитель (на разных должностях) рыбной промышленности СССР на протяжении почти 4 десятилетий: с 1940 по 1950 и с 1954 по 1979.

1904, 29 августа (11 сентября):

Из Кронштадта с заходом в Ревель (Таллин) и в Либаву (Лиепая) для окончательного формирования вышла основная часть кораблей 2-й Тихоокеанской эскадры в составе эскадренных броненосцев «Князь Суворов» (флагманский корабль), «Император Александр III», «Бородино», «Ослябя», «Сисой Великий», «Наварин», «Орел»; крейсеров «Адмирал Нахимов», «Аврора», «Дмитрий Донской», «Светлана», «Алмаз» и эскадренных миноносцев «Бедовый», «Блестящий», «Безупречный», «Бодрый», «Буйный», «Быстрый» и «Бравый».

1902, 29 августа (11 сентября):

-17

Родился Вячеслав Михайлович Керичев (1902-1961), инженер-кораблестроитель, главный конструктор завода «Красное Сормово» с 1947 по 1961 год, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой кораблестроения Горьковского Политехнического института. Внес значительный вклад в развитие прогрессивных технологий судостроения и создание новых типов судов. В 1949 году удостоен Сталинской премии.

1875, 29 августа (10 сентября):

-18

На верфи «Новое адмиралтейство» в Санкт-Петербурге спущен на воду головной клипер нового поколения, названный «Крейсером» (крейсеров как класса судов в Российском флоте тогда не было).

1834, 29 августа (10 сентября):

-19

Первые испытания отечественной цельнометаллической подводной лодки К.А. Шильдера состоялись на 40-й версте Шлиссельбургского тракта. На испытаниях присутствовал император Николай I. Экипаж из 8 человек под командованием мичмана Ростислава Николаевича Жмелёва (вошедшего в историю как первый офицер-подводник Российского флота) продемонстрировал возможности и динамические характеристики лодки. Субмарина делала маневры в подводном состоянии, проводила плановые остановки. Конструктор получил дополнительные ассигнования для проектирования нового подводного судна.

1811, 29 августа - 1 сентября (10-13 сентября):

Моряки Дунайской флотилии, действуя совместно с сухопутными отрядами, в районе Лом-Паланки уничтожили около 400 турецких плавсредств.

1765, 29 августа (9 сентября):

Скончался капитан-командор Петр Авраамович Чаплин (1699-1765). Выпускник Школы математических и навигацких наук и Морской академии (1724). Участник Первой Камчатской экспедиции (1725-1730). Участвовал в описи Чукотского полуострова, открытии залива Креста, бухты Преображения, острова Св. Лаврентия и др. Участник Семилетней войны (1756-1763), капитан Ревельского (1760-1762) и Архангельского (1763-1765) портов.

1722, 29 августа (9 сентября):

Пётр Первый в Дербенте
Пётр Первый в Дербенте

Из-за гибели во время шторма на Каспии 24 августа (3 сентября) 17 судов и большинства грузов, предназначенных для армии, Петр I принял решение прекратить военные действия и закончить Персидский поход (кампанию 1722 года). 6 (17) сентября, оставив в Дербенте гарнизон в составе 2 батальонов пехоты и 72 гренадер под командованием полковника Юнгера, войска и флот отправились в обратный путь в Астрахань.

Отечественная морская история: Памятные и юбилейные даты августа 2025 года.