Найти в Дзене

Этот потомок пушкарей стал своим для индейцев

У художника Николая Фешина (1881-1955) удивительная судьба. Потомок мятежных пушкарей, сын резчика иконостасов, он решил стать художником, в юности терпел нужду, зарабатывал на жизнь, рисуя карикатуры и делая эскизы афиш, стал учеником Репина, который спустя годы назвал его «наиболее талантливым в числе современных живописцев».

Фешин органично соединил в своем творчестве традиции реализма и открытия импрессионизма и даже экспрессионизма. На протяжении почти всей жизни главным для него был портрет. Может быть, самые удачные и трогательные – те, на которых он изображал свою любимую дочь Ию. Но одним из главных шедевров художника стал «Портрет Веры Адоратской», который можно сравнить с серовской «Девочкой с персиками».

Спустя несколько лет после революции Фешин покинул Россию. Но, в отличие от многих других эмигрантов, в итоге осел не в Берлине, Париже или Нью-Йорке, а в городке Таосе на севере штата Нью-Мексико. Он стал далеко не первым художником, поселившимся здесь – Таос был настоящим центром искусства. Живописцев привлекало смешение традиций – на этой земле жили индейцы, испанцы, мексиканцы, европейцы. Первые, кстати, так доверились Фешину, что даже позволяли быть свидетелем некоторых религиозных церемоний и обрядов.

К таосским мотивам художник будет обращаться до конца жизни. В 1983 году, к столетию со дня рождения Фешина, его дочь Ия Николаевна в принадлежащем ей бывшем доме художника в Таосе основала Институт имени Фешина с музеем и образовательным центром.

Девочка с кувшином
Девочка с кувшином
Портрет жены и дочери
Портрет жены и дочери
Индеец
Индеец
Ия с дыней
Ия с дыней
Маленький ковбой
Маленький ковбой
Мать и дочь
Мать и дочь
Натюрморт с мексиканской фарфоровой свинкой
Натюрморт с мексиканской фарфоровой свинкой
Подсолнухи
Подсолнухи
Портрет Вари Адоратской
Портрет Вари Адоратской
Портрет Веры Фокиной
Портрет Веры Фокиной