Приветствуем вас, уважаемые читатели канала "Исчезнувшая история". Сегодня мы расскажем вам про особые конструкторские бюро, возникшие в годы сталинских репрессий, и про выдающихся конструкторов, которые трудились на них будучи заключенными.
Борьба с "вредителями"
В конце 20-х годов двадцатого столетия по стране прокатилась первая волна массового террора, которая была направлена против технической интеллигенции. Именно в это время были организованы конструкторские бюро закрытого типа при заводах - "шарашки", где работали "вредители" - специалисты, которых обвинили в неудачах на производстве и недостатках в функционировании военной промышленности.
15.05.30 за подписью В.В. Куйбышева (на тот период, председателя ВСНХ) и Г.Г. Ягоды (первого зампредседателя ОГПУ) появился циркуляр об «использовании на производствах специалистов, осуждённых за вредительство». Этот документ предписывал использовать "вредителей" на благо интересов военной промышленности , с организацией труда в помещениях органов ОГПУ.
Подобная практика использования труда заключенных авиаконструкторов и инженеров просуществовала до 1953 года. Мотивация для специалистов "шарашек" была серьезной: «Выполнишь задание - получишь свободу и полную амнистию».
Однако выдающиеся конструкторы и ученые даже в условиях заключения совершали блестящие открытия и запускали в производство новую технику. Самых громких успехов удалось добиться конструкторам летательных аппаратов. Остановимся на отдельных личностях.
Поликарпов Николай Николаевич
Николай Николаевич был арестован в октябре 1929 года «за вредительство» и приговорён к расстрелу, который затем заменили на 15 лет лагерей.
На момент ареста он работал Главным конструктором завода №25. Под его руководством уже был создан самолёт Р-5, ставший на тот момент одним из лучших в своём классе.
Поликарпов попадает в бутырскую тюрьму, а уже оттуда его переводят в специальный ангар московского авиазавода 39, получившего статус «внутренняя тюрьма ОГПУ». Совместно с другими авиаконструкторами, отбывающими свой срок в ЦКБ-39 - первом из «Опытно-конструкторских бюро», он трудился на нужды советской авиапромышленности.
Уже в апреле 1930 года разработанный им истребитель И-5 принимается на вооружение ВВС РККА. На его основе Поликарпов создаёт свои известные истребители И-15 и И-153 «Чайка», хорошо зарекомендовавшие себя в Испании.
Уже 6 июня 1931 года самолёт И-5 представили Сталину, при этом испытания по пилотированию проводил В.П. Чкалов. Вождю машина очень понравилась, и он решил лично приехать в тюрьму к Поликарпову и поздравить его с отличной работой. После визита Иосифа Виссарионовича приговор Николаю Поликарпову заменили на условный, а 7 июля 1931 года его амнистировали с группой конструкторов, которые работали под его началом.
Самым известным самолётом авиаконструктора Поликарпова стал И-16, который в 1941 году был основным советским истребителем.
Туполев Андрей Николаевич
Андрей Николаевич был арестован 21 октября 1937 года и осужден на 15 лет за вредительство. Направлен для работы в ЦКБ-29 (Москва). Известен, как создатель самого известного советского бомбардировщика предвоенного периода -Ту-2. Именно за разработку этой модели Туполев был досрочно освобожден в июле 1941 года. Однако полностью реабилитироваться смог только после смерти Сталина.
Под руководством инженера Андрея Николаевича были созданы такие самолёты, как Ту-4 - стратегический бомбардировщик, принятый на вооружение в 1949 году, а также Ту-16 - реактивный бомбардировщик, созданный в 1953 и прослуживший почти 60 лет, кроме того всем известный Ту-104, и турбовинтовой Ту-114 (гражданская версия стратегического бомбардировщика Ту-95, который стоит на вооружении до сих пор).
Петляков Владимир Михайлович
Владимир Михайлович был арестован в 1937 году за вредительство (вместе с Туполевым) и приговорен к 10 годам лишения свободы. Лаврентий Берия поставил перед ним задачу - создать пикирующий бомбардировщик, превосходящий, по своим возможностям, немецкий Ю-87. За основу предложено было взять созданный конструкторами под руководством Петлякова истребитель дальнего сопровождения ВИ-100, который он разработал и запустил в серию, будучи заключённым.
Уже 23 июня 1940 года было запущено серийное производство нового пикирующего бомбардировщика Пе-2, за разработку которого 27 июля 1940 Петлякова освободили.
16 января 1941 года Петлякова назначают главным конструктором авиазавода № 22. За созданную машину он получает Сталинскую премию. В сентябре в серию запускают тяжёлый двухместный истребитель Пе-3.
Петляков трагически погиб в авиакатастрофе 12 января 1942 года: он летел на бомбардировщике Пе-2 в Москву, но по неизвестным причинам самолёт взорвался в воздухе.
Конечно, данный список выдающихся конструкторов можно продолжить не менее известными фамилиями.