Жители одного из домов г. Фокино Приморского края были крайне недовольны своей управляющей компанией: подъезд грязный, мусор толком не вывозится, ремонта тоже нет, на собрания жильцов компания не является. А вот деньги за свои услуги управляющая компания исправно берёт каждый месяц.
Жильцы прошли всё бюрократические круги ада: много раз вручали требования самой УК, жаловались в Прокуратуру, жилищную инспекцию и городскую администрацию. Администрация даже вынесла нерадивой УК предостережение: напомнила, что нельзя оказывать жилищно-коммунальные услуги спустя рукава. Вот только самой УК на все эти бумажки было абсолютно всё равно, зато они пригодились в суде в качестве доказательства безалаберности УК.
Тогда жильцы пошли в суд. Они потребовали вернуть им деньги, которые они платят УК каждый месяц за услуги по содержанию общедомового имущества – за 3 года набежало немало. В суд обратились трое жильцов, в зависимости от площади их квартир стоимость услуг УК за 3 года у первого собственника составила 16,6 тыс. рублей, а двух других по 11,8 тыс. рублей.
Еще жильцы попросили возместить им моральный вред – по 5 тысяч рублей каждому.
А так как отношения между жильцами и управляющей компанией регулируются законодательством о защите прав потребителей, то бонусом в пользу жильцов должен быть взыскан штраф. Он всегда взыскивается в пользу потребителя, если исполнитель (УК в нашем случае) не удовлетворяет требования потребителя добровольно и доводит дело до суда.
Размер штрафа равен половине суммы, которую суд взыщет с управляющей компании в пользу жильца. Так, первый жилец должен получить еще 10 тысяч рублей, а двое других – по 8 тысяч.
Итого первый жилец должен был получить от управляющей компании 31 тысячу рублей, а двое других – по 24 тысячи.
И суд удовлетворил требования жильцов, взыскал эти деньги с УК в их пользу.
Вот только УК решение не понравилось, она поспешила его обжаловать. В апелляции у неё ничего не вышло, а вот кассация частично встала на её сторону – сказала, что штраф жильцам не положен.
Очевидно, что для жильцов это уже оказалось делом принципа, поэтому они дошли до Верховного суда. ВС вернул всё как было: жильцам нужно вернуть стоимость некачественных услуг, выплатить компенсацию морального вреда и взыскать в их пользу штраф. Суммы остались те же.
А теперь представьте, что с таким иском обратится не только тройка инициативных жильцов, но каждый из собственников квартир… Управляющая компания явно окажется в удручающем положении.
Это хороший прецедент. Что же нужно взять из него на заметку?
1. Если Вы недовольны качеством услуг управляющей компании – не терпите. Вот только выражать своё недовольство следует письменно: пишите претензии в саму УК, а если она не реагирует, обращайтесь с жалобами в жилищную инспекцию, прокуратуру или администрацию.
2. Если УК не реагирует и на это, то следующий шаг – обращение в суд. Рассчитывать можно на компенсацию стоимости некачественных услуг: это та самая графа в счете на оплату ЖКУ, которая называется «содержание жилого помещения». Кроме этого можно требовать небольшой компенсации морального вреда, а половину от суммы стоимости услуг и компенсации морального вреда суд взыщет с УК в вашу пользу в качестве штрафа.
Больше интересных статей о жилищных вопросах читайте по тегу #настяговоритожилье
Для тех, кто хочет почитать первоисточник - Определение Верховного суда по этой ссылке.