У мамы есть приятельница Жозефина. Ее называют моей крестной.
Мы с мамой бываем у тети Жоси в гостях.
У нее дома красиво, много вещей: картины, ковры, вазы, плюшевая скатерть на столе.
Шторы на дверном проеме в другую комнату тоже плюшевые, с помпончиками. Мне так нравится их дергать.
В комнате преобладает красный цвет и его оттенки. Даже душно делается, - так много вещей красного цвета. Но я очень люблю бывать у тети Жоси в гостях.
Одна стена комнаты занята книгами, много книг – большущий шкаф.
У нас дома нет шкафа с книгами, только узкая этажерка с учебниками и самыми нужными книжками в девичьей комнате.
Дед считал баловством – читать художественную литературу. Если кто-то засиживался вечером в дальней комнате, он шел с проверкой. Девчонки, услышав стук его костыля, вкладывали книжку в учебник и делали вид, что готовят уроки. Иначе дед не разрешил бы жечь свет. Он требовал, чтобы и уроки учили засветло.
А днем всегда много работы по дому. Поэтому, читать книжки удавалось не часто.
Тетя Жося любила книги и всем вокруг старалась привить эту любовь. Взяла на себя такую миссию, занималась их распространением: накупит в книжном магазине разных детских книжек, и предлагает всем на работе за ту же цену, убеждает брать детям, и дает с "отсрочкой платежа", "как сможешь, отдашь".
Вот книги, которые дарила мне тетя Жося: «Приключения Фердинанда Великолепного», сборник стихов Агнии Барто: «Купили в магазине резиновую Зину, резиновую Зину в корзине принесли…», «Девочки, книга для вас» с множеством полезных советов и рецептов, где неумеха Капа всему постепенно учится. И еще, в красном шершавом переплете с золотыми буквами, толстая книга с чудесными русскими сказками. «Золотое кольцо» она называлась. Все книги красочные, в хороших переплетах, на хорошей бумаге. А у меня до этого были только тонкие, копеечные книжки, в бумажных обложках.
Кроме книг, добрая "кресная" делала мне и другие приятные подарки.
* * *
Жозефина работала в роддоме, где и я появилась на свет.
Мама рассказывала: в то время, когда она мучилась схватками, по радио звучала новая песня: «...Хотят ли русские, хотят ли русские, хотят ли русские войны?...». Звуки радио доносились издалека, и маму кроме схваток неодолимо мучил вопрос: «Что там за початки русские?» Кукурузная эпопея Хрущева тогда еще не закончилась.
На 9 мая, когда мне было уже лет пять, в сквере поселковый хор пел эту песню. Я пристроилась к шеренге певцов и открывала рот, вроде как пела вместе с ними. Странное дело: я не знала слов, а когда звучала песня, я чувствовала интуитивно, какое слово следующее. Лида с подругой стояли в стороне и удивленно на меня поглядывали, а потом Лида спросила: « Веруш, а ты знаешь, что ли, эту песню?» Конечно я ее знала! Я узнала ее, появляясь на свет.
Тетя Жося принимала у мамы роды. А на следующий день, чтобы я поменьше горлопанила (говорили, я была крикунья), носила меня по отделению, с привязанным к моему длинному черному чубу, бантом из марли. Сидя за столом, одной рукой заполняла медицинские карты, другой держала меня, а я в тугом кульке пеленок спала, пригревшись у нее под боком.
Тетя Жося показывала всем в отделении: «глянь, какую красавицу Катюша родила», чем вызывала у мамы приступы необъяснимой ревности.
* * *
Все говорят, что я красивая.
Как-то, возвращаясь из детского сада, зашли мы с мамой к тете Жосе на работу.
Крестная протянула мне картонную фигурную коробку, выстланную изнутри розовым атласом, где были уложены гигиенические принадлежности: зеркальце с ручкой, расческа, земляничное мыло, зубной порошок и щетка. Первый раз в жизни мне сделали такой изысканный подарок.
Тетя Жося сказала: «На, моя красавица, ухаживай за красотой». О, мой Жозефин, как я тебя люблю!
По дороге домой я радостно сообщила маме:
- Мама, я красивая!
- Нет, ты обыкновенная. - Ответила, как отрубила мама.
- Нет, я красивая! Все говорят. - Упорствовала я, удивившись, что мама не соглашается с очевидным. - И Олежка в садике сказал, что я красивая.
Мама никак не хотела соглашаться.
А я шла рядом, топала ногой и кричала, почти плача: «Я красивая. Да! ... Нет, я красивая, ведь все же говорят!» - Чем очень в конце концов разгневала маму.
Пришли домой в барак: длинный полутемный коридор и по обе стороны двери. За дверьми маленькие каморки, где живут молодые семьи. Вот и наша дверь, обитая клеенкой, наш мирок: маленькая комнатка и крошечная кухонька с печкой. Справа от входной двери за шторкой вешалка и сундук. Иногда в этом закутке я отбывала наказание.
И на этот раз мама посадила меня туда - думать.
А я такая вредная и упрямая, никогда не выйду сама, не попрошу прощения, пока взрослые сами не решат меня выпустить.
Сидела там долго. Думала. Почему мама так рассердилась? Что же, все говорят, а мне нельзя?!
Что я надумала, сидя в темном углу на сундуке, не помню. Наверное решила тогда, что хвалить себя нельзя и вслух говорить об этом нельзя. Думать можно. "Как же так? Я не красивая, - говорит мама, а я сама чувствую, что красивая. Да вот и тетя Жося... Кому же верить?" Но все же, утверждать, что я красивая, больше не осмелилась.
...продолжение следует...
Вы наверняка встречали девушек, женщин, которым если делают комплименты, они не верят, считают, что это не может быть серьезно, и вместо того, чтобы сказать "спасибо", говорят: "да ладно...", "да просто я сегодня... (и находят какую-нибудь причину, почему именно сегодня выглядят красивой, дескать, не всегда так, как будто, оправдываются). Это неуверенность. И это из детства.
Мама считала, что если перехвалить, то дочь, т.е., я буду самовлюбленной, избалованной. А зря. Мне так не хватало потом в жизни этой любви к себе, и уверенности.
"Если ваша мама была в детстве нелюбимым ребенком и в те времена вообще не брали во внимание чувственную сторону отношений, то мать неосознанно все проблемы по женской линии передает своей дочери. Ну не может она дать дочери то, чего не было у нее самой". - с сайта по психологии.
P.S. Тети Жоси давно нет. Я не успела ей отплатить любовью, какой она меня щедро одаривала. Но я ей так благодарна, она любила меня, хвалила, ничего не боясь, невзирая на предрассудки, верила в меня. О, мой Жозефин, я так тебя люблю! Я храню твой образ в своей памяти, моя дорогая крестная.
Все картинки и фотографии с Pixabay.
Все зарисовки о моем детстве в доме деда можно прочитать здесь: Навигатор. Сборник рассказов - повествований "Дом с голубыми наличниками".
По другим рубрикам на моем канале:
Мои статьи об алкоголизме. Навигатор.
Люблю старушек, если они настоящие и не злобные. Мои наблюдения. Навигатор.
Навигатор. Жизнь маленького городка.
Рубрика Альманах воспоминаний. Навигатор.
О семейных отношениях. Навигатор.
Навигатор. О трудностях подросткового возраста.
О стариках с деменцией. Вся история ухода за стариками - соседями. Навигатор.
Мое рукотворчество. Навигатор.