Найти тему
Vокруг СНГ

Испытания новых учебно-тренировочных самолётов

Во времена Союза курсанты учились летать на поршневом Як-18А и на Як- 11 Уже в 80-х годах стало понятно, что курсантам нужны новые машины, но создать масштабное перевооружение не вышло.

Як-18А
Як-18А

На рубеже нового времени, были созданы интересные машины Як-130 и чуть позже поршневой Як-152, дублирующий многие элементы реактивного старшего брата, что должно было сделать процесс обучения более легким.

Як-130
Як-130

Первым на вооружение был принят реактивный Як-130, а вот Як-152 до ума довести не удавалось и постоянно затягивалось. Сначала были проблемы с материалами, затем перебирали русско-немецкий двигатель, несмотря на то, что прошло более пяти лет – самолёт так и не пошел в серию.

Военные устали ждать и тогда родился второй проект аналогичного самолёта УТС-800. В 2021 году министр обороны Сергей Шойгу заявил, что армия выберет самолёт только на конкурсной основе. Исходя из этого Як-152 лишился гарантированного места.

По учебно-тренировочному самолету Як-152 информация имеется. Разработка УТС Як-152 началась в 2014 г. в рамках ОКР с шифром "Птичка-ВВС". Первый опытный экземпляр самолета появился уже в 2016 году. Первые серийные Як-152 для Минобороны ОАК обещала поставить в этом году.

Длина машины – 7,8 м, размах крыла – 8,8 м, площадь – 12,9 кв.м. Максимальная взлетная масса – 1700 кг. Максимальная скорость определена в 500 км/ч, дальность при полной заправке (245 кг) – 1500 км. Авионика унифицирована с Як-130 и обеспечивает создание единого учебно-тренировочного комплекса.

Як-152
Як-152

Внешне Як-152 и УТС-800 похожи друг на друга. Но УТС-800 вместо 12-цилиндрового дизельного двигателя RED A03T V12 получил турбовинтовой агрегат ВК-800ПС производства «ОДК-Климов».

УТС-800
УТС-800

Турбовинтовой двигатель дает УТС некоторые преимущества, но с другой стороны имеет и недостатки.Для начала он мощнее. 800 л.с. против 500 л.с. у RED V12. Он проще запускается при минусовых температурах. Как правило, турбовинтовые движки имеют больший ресурс, хотя их сложнее и дороже обслуживать чем поршневые.

Однако история про «простой ремонт» явно не стыкуется с дизельным двигателем RED A03T V12, который довольно сложен и его вряд ли сумеет починить техник дядя Петя из российской глубинки.

Что касается навигационных комплексов и систем управления, то в этом самолеты довольно схожи- каждый из них способен стать новой ступенью для обучения на уже более сложном самолете Як-130.

УТС-800
УТС-800

Сейчас мы видим потепление в авиастроительстве, проектируются и испытываются новые машины. На это выделаются колоссальные средства. И ведь развиваем авиацию не только для армии, не забывают и о гражданской авиации, где в современной России с ее технологиями есть проблемы в отечественных среднемагистральных самолётах.

Не стоит забывать, что все еще имеются трудности в межрегиональных авиаперевозках и для этих целей создают несколько самолётов.

Учить наших пилотов нужно не на старых «бревнолётах», а на современной технике, которая напичкана различной электроникой. Наши пилоты должны идти в ногу со временем и учиться летать не только на стендах, но и на настоящих современных самолётах, которыми станут Як-152 и УТС-800.

УТС-800
УТС-800

Рекомендуем к прочтению: