Найти тему

Как в СССР работали педагогические авиадесанты, или почему дети, даже живущие за полярным кругом, получали достойное образование

Самолет уже четвертый час летит на север над полуостровом Ямал. Под крылом стелется однообразная мозаика тундры: голубые пятна озер, фиолетовые, бурые и желтые болота, зеленые ленты тальника по берегам рек. Пилот пристально вглядывается в местность.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Вот, наконец, то, что нужно: крошечные крестики оленьих рогов. Большое стадо оленей медленно движется с летних пастбищ на зимние. Летние пастбища – на берегу Карского моря, там прохладные ветры и нет комаров, а зимние – в глубине материка, и стада проходят сотни километров, а вместе с ними кочуют («каслают» – говорят в здешних местах) ненцы-пастухи. Их дети летом с родителями в тундре, а зимой учатся и живут в школе-интернате.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Как же сделать, чтобы ненецкий мальчик и ненецкая девочка сели за парту 1 сентября, если в этот момент от стойбища их отцов до школы – двести-триста километров? Авиация – обычный ответ на подобные вопросы в Заполярье.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Самолет снижается и садится на озеро. Летчик подруливает к берегу и глушит двигатель, открывает дверцу. Теплый день ранней осени, в этих широтах такие выдаются нечасто. Глубокая тишина. Проходит минут пять, и девушка-ненка в окружении ребятишек появляется из-за пригорка. Все дети в малицах (национальная одежда из оленьих шкур, мехом внутрь, с наглухо пришитым капюшоном и рукавицами. Ненцы носят ее и летом). Детей сажают в самолет.

Самолет взлетает, оставляя шлейф брызг. Некоторых детей первый раз везут в школу. Это их первое воздушное путешествие, им все интересно: кабина с приборами, тундра, увиденная с такой высоты. Бывалые школьники сидят спокойно: полет для них – дело привычное. Все темноволосые, с раскосыми глазами.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Девушка, которая привела детей – зоотехник одного из совхозов. Несколько дней назад самолет доставил ее в эти места. Она объезжала на оленьей упряжке окрестности большого озера и собирала детей, которым нужно учиться. Некоторые родители при этом ограничиваются прощальным напутствием и куском малосольной нельмы на дорогу. Другие упрямятся, не хотят расставаться со своими детьми. Их нужно уговорить, убедить, что малышам в интернате будет лучше, чем в тундре, в походном чуме, что учеба в школе не помешает им стать хорошими рыбаками и охотниками, как их отцы. А может, они выберут профессию, о которой те в детстве и понятия не имели.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Самолет увезет детей в Салехард – окружной центр. Там их ждет стрижка и баня, вкусный ужин, состоящий из осетрового балыка, булки и какао. Потом занятия, школа.

В «педагогических авиадесантах» принимают участие работники народного образования Ямало-Ненецкого округа, активисты. Благодаря им дети тундры начинают учебный год в одно время со школьниками Москвы и Красноярска, Риги и Еревана – любого города и села.