Мелентьев
Оказалось, что мало с кем у мужа остались дружеские отношения. Он говорил: «Иных уж нет, а те далече…»[1]
Я уже говорила об Ольге Калиш, благодаря которой мы познакомились с будущим мужем. У неё в гостях я встретила Женю Мелентьева с женой. Подобно моему супругу, эта пара ходила в гости со своей едой, обычно выпечкой.
Мелентьев, которого Анатолий Тимофеевич называл авиаконструктором, на самом деле был заслуженным мастером спорта международного класса по авиамоделированию. Именно Мелентьев Евгений Афанасьевич по заказу киностудии «Ленфильм» выполнил три реплики самолёта Фарман HF-4, одну летающую, две для наземных съёмок.
Фильм снимали в Одессе. В ролях советские кинозвёзды: Екатерина Васильева, Армен Джигарханян, Анатолий Солоницын, Леонард Варфоломеев и другие. Реплика совершила около 50 полётов над Одессой. Пилотировали начальник Ленинградского клуба ДОСААФ В. Кучма[2] и Евгений Мелентьев.
Сам Женя Мелентьев рассказывал, что принимал участие в дублировании актёров, совершая полёты на Фармане-4. Так, он вспоминал, что, дублируя Екатерину Васильеву, прикрывал бороду шарфом. На расспросы, каково оно, летать на таком лёгком самолёте, смеялся:
― Примерно, как быть птицей. Скажем, орлом. Паришь над городом, за аэродромом шоссе, по которому идут трамваи, автобусы. Хочется петь! А восходящий поток неожиданно поднимает и несёт вверх. Особое чувство восторга.
― Быстро летит?
― Нет, километров 70 ― 75.
― Страшно?
― Кому как, ― снова смеётся Мелентьев.
― Да, уж, ― кивает Толя Вехотко, ― Женька не просто авиаконструктор, а ещё пилот-испытатель. Какие страхи? А вот нам, пришлось туго, самолёт фанерный, представляешь? ― Он делает многозначительную паузу, ― короче, ждали у моря погоды. Не ровен час: ветер унесёт в открытый космос или, ещё хуже, об землю шарахнет!
― Сидели и ждали?
Толя хмурит брови и говорит басом:
― Выпивали!
Как на таких аппаратах не боялись взлетать первые воздухоплаватели? Сегодня, даже самые отважные актёры едва рискуют к ним приближаться. Алла Гербер в критической статье[3] о съемках фильма вспоминает:
«Когда в Одессе шли съемки фильма «Воздухоплаватель» (автор сценария В. Кунин), находились десятки очевидцев, готовых кое-что объяснить и добавить, если, конечно, «товарищи режиссеры не возражают». А товарищи режиссеры (Анатолий Вехотко и Наталья Трощенко) и товарищ оператор Александр Чечулин несколько дней не могли снять ни кадра, потому что дул ветерок, и аэроплану опасно было подниматься в воздух — его могло унести не в ту сторону, а то еще, не дай бог, повернуть и сбросить на землю.
Молодые ребята посмеивались, глядя на чудную машину, спрятанную от непогоды в специально выстроенном шалаше. Старина так слаб, что на нем не только взлететь, смотреть на него страшно. А этим ребятам, привыкшим к гигантам-лайнерам, на которых сегодня совершают в воздухе виртуозные виражи, трудно поверить, что еще в этом веке газеты писали: «Нам теперь совершенно ясным стало то обстоятельство, что летательным аппаратом нужно управлять, находясь в нем». Вот, оказывается, как ― не тащить его, голубчика, на лошадях для разгону, а сесть и... лететь».
На фото режиссёр А.Вехотко, оператор А. Чечулин провожают в полёт Евгения Мелентьева ― де Ларош, дублёра Екатерины Васильевой. Мелентьев в середине, на шее шарф, которым он будет закрывать лицо. (Фото взято из журнала «Советский экран» N24 1974).
Фильм «Воздухоплаватель» рассказывает о русском богатыре Иване Заикине, который сменил цирковые подмостки на небо и аэроплан.
Бывает, что не гремящее (и даже немного забытое) произведение возьмет да западет в сердце на всю жизнь.
Осенью 2020 года были два юбилея: 150 лет со дня рождения писателя Александра Куприна (07.09.1870 ― 05.09.1938) и 140 лет со дня рождения атлета и авиатора Ивана Заикина (17.11.1880 ― 22.11.1948). Кстати, умерли оба в возрасте 66 лет, то есть, и родились, и умерли с разрывом в 10 лет.
Эти люди были дружны и состояли в переписке. Известно, что в 1910 году Куприн совершил первый и последний полёт на аэроплане, управляемом русским силачом. Вес товарищей был велик для аэроплана (более 212 кг), самолёт начал давать крен на нос, и в результате падать. Их несло прямо на еврейское кладбище, где столпилось около трёх тысяч зрителей. Чтобы не случилось катастрофы, Иван Заикин резко повернул влево, решив пожертвовать самолётом, собой и пассажиром. Самолёт упал на землю, к счастью оба друга остались живы.
Аэроплан
Испуская рёв дрожащий,
Мысль и слух глушит мотор.
Охмеляет бег скользящий.
Ветер, яростно свистящий,
Затуманил жадный взор.
Нет предела для стремленья.
Воплотилась в явь мечта.
О, воздушное движенье!
Крови бурное кипенье!
Бесконечность! Красота!
Всё бежит, бежит под нами:
Рельсы, нивы и леса…
Неподвижными орлами
Мы летим меж облаками –
В голубые небеса.
Всё сокрылось: церкви…крыши…
Мир – сияющий чертог!
Друг пилот, смелее, выше!
Эй, вы, там, земные мыши,
Надо мною – только Бог.
(А.Куприн)
Иван Заикин дружил со многими известными людьми: Александром Куприным, Максимом Горьким, Фёдором Шаляпиным, Александром Блоком, Алексеем Толстым, Григорием Распутиным.
А талантливый Женя Мелентьев берёт спичечный коробок, высыпает из него спички, колдует минут пять, и… маленький аппарат летит над столом с яствами, а мы зачарованно следим.
― Вот это да-а! ― Басит Вехотко, ― за это надо выпить!
― Необходимо, ― смеётся Мелентьев.
Звенят бокалы, мы веселимся в тёплой компании, у Ольги Калиш (Романовской).
Тогда Ольга жила в Кронштадте неподалеку от Морского собора.
К Дню 100-летия авиации России, в августе 2012 любители авиации с Георгием Галли решили создать не реплику, а настоящий Фарман-4. Реплика это копия, которая делается из современных материалов и по новым технологиям. И тут не обошлось без ценного опыта конструктора-испытателя Евгения Мелентьева, который ещё в 1975 году собрал реплику. КБ конструктора Антонова не решилось, а Мелентьев в ленинградском клубе - ДОСААФ сделал три реплики, причём одну летающую.
Галли вспоминал, что Евгений Афанасьевич вдохновлял, горя желанием создать настоящий Фарман-4. Мелентьев года не дожил до окончания работ, умер в день космонавтики.
Фильм «Воздухоплаватель» рассказывает о русском богатыре Иване Заикине, который сменил цирковые подмостки на небо и аэроплан.
И опять, как говорил Толя: жизнь ― очень трогательная комбинация.
Наш дом в Большой Вишере расположен на нечётной стороне улицы, а на чётной, после дома Володи (земля ему пухом!) двухэтажный кирпичный дом. Раньше там жил некий мужичок, который умер году в 2004. Дом пустовал, и его пытались продать. Году в 2008, в конце лета, приехала дачница, пожилая женщина с двумя кошками. Она искала потерявшегося котика, и мы разговорились. На следующий день, мой кот Стёпа привел её котяшку домой, и она была очень благодарна. После того случая мы часто общались. На зиму она уезжала в Санкт-Петербург.
Прошло два года. В 2010 году, осенью, я беседовала с ней и сказала, что муж живет постоянно в посёлке. Она спросила о муже, я ответила, что он работал режиссёром на Ленфильме, теперь пенсионер.
― А у меня бывший зять работал на Ленфильме, но вы вряд ли знаете Женю Мелентьева.
― Ха! ― Я изумлённо выдохнула, ― Мелентьева? Тесен мир! А вот знаю. Мой муж, Толя Вехотко, мы дружим и встречаемся с Женей.
― Да, ну? Вехотко? Толя когда-то бывал у нас в гостях. Передавайте привет.
― Удивительно, рядом дача, и никак не встретиться.
Когда поведала мужу о соседке, он покачал головой:
― Я всегда говорил, что жизнь…
― Очень трогательная комбинация. ― Закончила я фразу.
В последний раз я видела Женю на похоронах Георгия Гурова, работавшего в ряде фильмов Толи Вехотко директором картины.
Женя Мелентьев умер в 2011 году в День Космонавтики.
[1] А.С Пушкин «Евгений Онегин», гл.8
[2] Сайт авиационной истории – «Воздухоплаватель» (1975): http://aviahistory.ucoz.ru/index/0-1195
[3] «Советский экран» N24, декабрь 1974, с.13
Из книги Марины Бойковой-Гальяни "Пошли мама с папой за грибами". Книгу можно приобрести здесь: https://ridero.ru/books/poshli_mama_s_papoi_za_gribami_anatolii_vekhotko/