Статус вещей выдают именно детали. Чем они сложнее в исполнении, чем больше требуют кропотливого труда и особых навыков, тем выше их цена. А некоторые и вовсе возводятся в ранг искусства. Так произошло с маркетри – старинной техникой инкрустации декоративными элементами на деревянной основе. Декор, который ранее был по карману только дворянам и царским особам, в какой-то момент потерял популярность и практически исчез. А не так давно возродился в новом воплощении лучших мировых брендов.
История маркетри
Маркетри – древнее ремесло. Ряд найденных археологами артефактов в этой технике насчитывают 2000 лет. По своей сути, это разновидность инкрустации. Только поверхность оформляется тонкими пластинками из шпона. Потрясающие примеры затейливых узоров мастеров маркетри можно увидеть в оформлении мебели, декора, дверей и даже стен.
И хотя термин, определяющий технику, имеет французское происхождение: marqueter — «видоизменять», история этого декоративно-прикладного искусства берет свое начало с античной эпохи. Ещё в Древнем Риме мастера работали с художественной отделкой мебели тонкими полосками древесины ценных пород.
Почему же тогда изобретение технологии причисляют французам? Всему причина качественный пиар. Во второй половине XVI — начале XVII веков во Франции работал лучший мебельщик своей эпохи Андре-Шарль Буль. Сегодня его считают гением деревянной инкрустации, а современники называли «ювелиром мебели» за изысканный стиль и безупречное исполнение техники. Буль стал главным поставщиком королевского двора и выполнял личные заказы короля Франции Людовик XIV. Монарх был не только постоянным клиентом мастера. Он способствовал появлению моды на работы Буля среди высшего общества всей Западной Европы.
Искусство маркетри сегодня
Обычно маркетри называют искусством деревянной мозаики. Но мастера научились использовать в этой технике и другие материалы. Например, слоновую кость, черепаший панцирь, латунные вставки, солому.
Благодаря лучшим ювелирам и часовщикам эту технику по-новому интерпретируют современные мастера, возродившие искусство маркетри в новом формате.
Вдохновленные характерными формами барокко, дизайнеры известного ювелирного дома Boucheron играют со светом, отраженным архитектурой графической мозаики, выполненной из бриллиантов и дорогих пород дерева. В коллекциях бренда представлены несколько украшений в старинной технике: колье и кольца.
На новый уровень искусство маркетри возвели на часовой мануфактуре Ulysse Nardin. Дизайнеры бренда разработали необычные эскизы, по которым инкрустацию циферблатов художники выполняют из кремния. Кремниевая мозаика предполагает сборку кусочков кремния, разрезанных на сегменты с помощью плазменного ускорителя. Эта технология впервые применена в новой модели часов из коллекции Freak X.
К слову, Ulysse Nardin стали первыми, кто представил миру кремний в часовом механизме. Это произошло 20 лет назад. До сих пор в компании продолжают экспериментировать с материалом, традиционно считавшимся основой электронной промышленности. Объединение старинной техники с новыми технологиями подарило поклонникам бренда часы удивительной красоты и необычного блеска.
Секретом кремниевой мозаики владеет только мануфактура Ulysse Nardin. Сложность производства заключается в хрупкости и ломкости кремния и способности мастера сохранить его единородным. Если при обработке кремниевые пластины накладываются друг на друга, а не сцепляются между собой, это приводит к сколам по краям. Эта техника инкрустации требует от художника огромного терпения и усидчивости, а также обязательного наличия таланта и работоспособности. В итоге получается переливающаяся мозаика, которая напоминает световое лазерное шоу.
Чтобы получить многослойную структуру циферблата новой модели Freak X Marquetry, используются 120 отдельных хрупких пластинок. Для нижней его части выбран синий оттенок с матовым эффектом. Он создает визуальный контраст с символом «X», выполненном в зеленом цвете. Обрамляет циферблат 43-миллиметровый титановый корпус с синим или черным покрытием. Двигателем часов является автоматический калибр UN-230 с кремниевой пружиной и запасом хода около 72 часов.
Как и прежде, искусство маркетри присуще, преимущественно, предметам роскоши и является показателем тонкого вкуса и стиля. Увидим ли мы в будущем ещё более футуристическое исполнении техники, покажет время.