Федр Петрович Гааз – немецкий врач русского происхождения. Он родился 24 1760 года в старинном городке Мюнстерфеле, неподалеку от Кельна. Он закончил курс медицинских наук в Вене. Особое внимание он уделял глазным болезням и работал под чутким руководством известного тогда офтальмолога Адама Шмидта. Возможно Федор Петрович так бы и остался в Вене однако по приглашению императора он перебрался в Москву. Там в связи со отсутствием опыта частной практике он консультировал местные больницы
Также с разрешения императора он отправился в богадельню и там безвозмездно помогал всем страждущим. Благодаря этому у императрицы Марии Федоровной возникло непреодолимое желание устроить Гааза на государственную службу. И вот в 1807 году он становится главным врачом Павловской больнице несмотря на то что русского языка он почти не знает.
В 1812 году Фёдор Петрович оставляет службу и даже возвращается домой. Однако ненадолго. По одному ему понятным причинам он возвращается в Россию. Там ему предлагают взять командование запасной аптечной конторой и избавиться со злоупотреблениями. Но кабы к злоупотреблениям не предлагались плохие люди. Хитрые и изворотливые. Гааз вскоре оставляет это дело и возращается к частной практике чтобы безвозмездно лечить по первому зову.
Даже когда ему было 47 лет, у него было свое собственное имение, на кузнечном, мосту, много денег, и собственная суконная фабрика он продолжал лечить всех кто бы и откуда бы не звал.
По предложению Гааза на месте бывшего имения Нарышковых строят тюремную больницу. Однажды ночью когда Федор Петрович шел к больному на него напали грабители и потребовали отдать им старую шубу. Доктор начал стягивать шубу и приговорить:
Голубчики вы заберите шубу но до больнице проводите, мне к больному надо, месяц февраль. Сходите потом в больницу полицейскую, спросите Гааза, там вас шубу выдадут.
Грабители тут же:Батюшка! Не распознали мы тебя в темноте, прости! После этого они не только провели его до больницы но и обратно а затем дали зарок, никогда так не делать. Один из них стал истопником в больнице Гааза а 2 других санитарами.
В то время ссыльных везли в тюрьму на пруте и если кто умирал в пути того продолжали тащить. Гааз написал князю о жестокости данного метода и вопреки решению князя поменять на цепь разработал облегченные кандалы и князю ничего не оставалось кроме как принять их.
Также по настоянию Гааза место для ссыльных заключённых перенесли на Воробьевы горы. Там в 20-е годы строили храм Христа спасителя но не достроили а бараки для строителей остались. Там и разместили заключенных. По воскресеньям Гааз беседовал с ссыльными, которые воспринимали его приход как праздник.
Также в этом месте построили полуэатп, где заключенные могли согреться и отдохнуть перед уходом в Сибирь. Гааз также добился чтобы старики, женщины, и дети не шли пешком а ехали на телегах.
Он шел вместе с ссыльными чтобы поговорить с ними подбодрить. Один раз доктор дошел до самой Балашихи.
Затем он открыл больницу где бесплатно исцеляли всех бедных, стариков, беспризорных детей, обмороженных, сбитых экипажами, просто неизвестных больных. В этой больнице он и прожи последние 10 лет и умер в полной нищете в 1853 году. Его хоронили за счет государства. А в 1909 году заказали памятник.
Всем здоровья.