Вступление.
Ни для кого не секрет, что одним из основных направлений в деятельности Ханеке исследователя является изучение природы насилия, в связи с чем возникает абсолютно закономерный вопрос – "Где же в картине «Любовь» показано насилие?". По мнению зрителя, может сложиться впечатление, что эта картина о любви, о потери близкого человека, но Ханеке считает по-другому. Как говорит Ханеке в одном из интервью:
Любовь как чувство может быть не меньшим насилием, чем что-то иное.
И режиссёру удаётся очень наглядно это показать. Он показывает то, насколько разрушительной может быть любовь к одному единственному человеку. Ханеке задаётся вопросом: "Насколько правильно разрушать себя в угоду другому?". Любовь – это всегда отчасти саморазрушение, по Ханеке. Тот, кто любит, вынужден терпеть слабости и болезни того, кого он любит, и порой это может причинять боль, которая находится за пределами физической боли.
Читайте также:
Михаэль Ханеке. Живой классик современного кино.
Топ 5 фильмов Михаэля Ханеке. От худшего к лучшему.
Любить и быть любимым.
Ханеке решает углубиться в одну из самых сложных проблем человеческих взаимоотношений. Поражает то, с какой серьёзностью он подходит к рассмотрению данной темы. Любить и быть любимым – это всегда непосильный груз ответственности с обеих сторон. Тот, кто любит – всегда будет страдать от переживаний за объект свой любви. А объект любви – всегда будет страдать от ощущения ответственности за то, что его действия могут причинять кому-то боль. Режиссёр делает персонажей очень живыми со своей историей и биографией. Жорж – в прошлом преподаватель музыки, как и его жена – Анна, они вырастили дочь, воспитали учеников, которые теперь могут давать свои сольные концерты.
Таким образом Ханеке указывает на глубину проблемы – на то, что все смертны.
Когда в одной из сцен Жорж представляет, как Анна играет на пианино, то Ханеке делает акцент именно на смерти как отсутствии жизни, отсутствии использования опыта, приобретённого в ходе жизни, а соответственно и смерти самих воспоминаний о том или ином явлении, в силу невозможности его больше повторить.
Любить.
Любить, по Ханеке, – это страдать от переживаний за объект любви.
Жорж всем своим примером показывает всю оборотную сторону этого чувства, все тяготы и невзгоды, которые накладывает любовь на человека способного любить.
В своём классическом значении любовь является чем-то, что вызывает только положительные эмоции и радость от совместной жизни, но, как показывает режиссёр, любовь имеет ещё и оборотную сторону. Ответственность и осознанность в своём выборе прожить жизнь с одним единственным человеком является самой разрушительной составляющей в совместной жизни.
Возраст главных героев и все вытекающие оттуда сложности семейной жизни лишь придают глубину проблеме взаимоотношений между двумя любящими друг друга людьми, но и независимо от возраста эта проблема прорастает и в других менее глобальных бытовых составляющих совместной жизни, которые режиссёр решил оставить за кадром, посчитав их менее важными в контексте данной истории. Ханеке мог бы показать прошлое главных героев, но решил необходимым обострить внимание зрителей на том, чем заканчиваются любые отношения, а именно смертью одного из партнёров.
Невозможно отрицать данный факт, и пусть смерть наступит не так же болезненно и стремительно, как это показано в даной картине, но непонимание того, чем заканчиваются любые серьёзные отношения, как и жизнь в целом, обесценивает их и превращает лишь в ещё одно случайное знакомство на жизненном пути.
Быть любимым.
Быть любимым, по Ханеке, – это страдать от ощущения ответственности за то, что твои действия могут причинять боль тому, кто тебя любит.
Анна показывает своим примером насколько тяжело быть объектом любви другого человека. Самое сложное в таких отношениях – это демонстрировать свои слабости человеку, который тебя любит. Необязательно быть тяжело больным или прикованным к койке, чтобы понимать это. Человек всегда желает демонстрировать лишь свои сильные стороны, забывая о том, что умения показывать свои слабости является неотъемлемой составляющей любых серьёзных отношений. Данное качество показывает уровень доверия и понимания по отношению к партнеру.
Ханеке делает на этом особенный акцент, создавая уже возрастных героев, демонстрируя тем самым, что это невероятно сложное умения даже для людей, которые прожили всю свою жизнь руку об руку.
Наследники.
Ханеке отлично показал типичное поведение детей или как было бы правильнее сказать в контексте фильма – наследников, а именно – поведение Евы (дочери Жоржа и Анн). Она, конечно же, тоже сильно огорчена медленно наступающей кончиной матери, но ничего не может с этим поделать. Жизненного опыта Евы не хватает, чтобы правильно понять своего отца и помочь в уходе за матерью. Если Жорж осознанно понимает и целенаправленно подвергает себя эмоциональному насилию, то Ева наоборот хочет скрыться и не смотреть на ужас от потери близкого человека. Ева считает, что чтобы помочь отцу, она должна разлучить его со своей матерью.
Жорж страдает от того, что наблюдает за страданиями своего близкого человека.
И помочь ему можно, только избавив от пытки наблюдения за этим. На самом деле, Ева не делает ничего ужасного и не поступает неправильно, просто её жизненного опыта недостаточно, чтобы понять Жоржа, который прожил всю свою жизнь с одним единственным человеком. Дочь думает о том, кто бы мог помочь матери, как избавить отца от эмоциональных мук, кто потом будет присматривать за отцом, и что делать с квартирой после смерти матери. Все её мысли направлены на попытки "убежать от реальности", скрыться и не замечать того факта, что её мать умирает.
Таким образом, поведение Евы лишь отягощает душевные муки её отца, она ненароком причиняет ему ещё большую боль своим непониманием, и Жорж осознаёт это, но ничего не может с этим поделать.
Послесловие.
Можно отдельно выделить концовку данной ленты и выбор главного героя. Жорж решает помочь Анне уйти из жизни, что заставляет зрителей неоднозначно относиться к действиям главного героя. Создав изначально глубокий и хорошо продуманный характер для Жоржа, режиссёр конструирует хитро выверенную ловушку для зрителя – невозможно однозначно или однобоко относиться к действиям героя. Отсутствие каких-либо внутренних монологов Жоржа или диалогов с Анной лишь углубляет характер главного героя, позволяя зрителю самостоятельно дополнить недостающие фрагменты и осознанно умолченные фразы.
Ханеке также намеренно делает закольцовывающую концовку, которая может ввести в заблуждения неподготовленного зрителя и заставить вообразить, что Жорж отправился с Анной в иной мир. Однако такой приём намеренного дуализма в заключении картины лишь усиливает напряжение неизбежности завершения любых отношений.
Итог.
Подводя итог, можно сказать, что Ханеке создал одну из своих лучших картин и картин нашего времени в том числе. Хорошо продуманные характеры персонажей, бесподобная игра актеров, глубокий и осмысленный сюжет картины не дают возможности оторваться от просмотра и заставляют смотреть снова и снова, находя всё новые детали и упущенные ранее смыслы.
Читайте также:
Седьмой континент (1989). Кино о кино.
Белая лента (2009). Фильм как призрак навсегда утерянного детства.
#кино #культура #психология #любовь #любовь и отношения #михаэль ханеке