Каждый из тех, кто часто летает, наверняка попадал в ситуацию, когда "как-то слишком трясёт" , "что-то мы долго не садимся", "а что это за звук". Умом мы понимаем, что турбулентные зоны- нормально явление, что при посадке самолёт может банально ждать свей очереди, а странный звук - это вышли шасси, однако первобытное чувство самосохранения начинает предательски вылезать наружу. Вдруг начинают потеть ладошки, учащаться дыхание, человек замирает или наоборот, начинает нервно озираться, в животе появляется холодок, а в голове - неприятные мысли о том, что находиться на высоте 10 тысяч метров в консервной банке - не самое безопасное место....
Примерно в такую ситуацию я попала во время моего летнего полёта в Россию.
Полёт проходил как положено: за 25 минут до посадки нам объявили, что будем садиться, стюардессы открыли шторки на окнах, разбудили пассажиров, подняли спинки кресел...Всё как обычно, народ настроился на скорую посадку...
Снижение самолёта чувствовалось по давлению в ушах и появившимся со всех сторон облакам. Сквозь немногочисленные просветы уже показалась земля.
Прошло полчаса, а мы всё разгоняли облака крыльями. Самолёт иногда потряхивало. Я сидела у прохода, поэтому в иллюминаторе видела только облака. Казалось странным, что мы всё не выходим и не выходим из их объятий. Впрочем, иногда я могла видеть кусочек земли, и тогда становилось понятно, что самолёт разворачивается.
Прошло еще 20 минут. Стало понятно, что что то идет не так. Пассажиры напряглись, некоторых потянуло в туалет.
Какие мысли возникают в голове у обычного человека в такой ситуации?
-Нам пообещали, что мы скоро сядем.
-Но мы всё не садимся.
-С чего бы это?
-Наверное, что-то с самолётом!
-Караул!
Это нормальная реакция нормального человека. Ты сидишь и чувствуешь, что что-то идёт не так, ты не знаешь, что, и поэтому выдумываешь себе объяснения, одно страшнее другого.
Мужчина в соседнем ряду, сидящий у иллюминатора, считал круги:
-Ну вот, пятый раз разворачиваемся!
Хоть какая-то информация - мы просто разворачиваемся, наверное, облака облетаем.
При этом ни лётчики, ни стюардессы не давали никакой информации, ни одного объявления.
Наконец, после часа такого кружения при полном молчании людей в салоне нам объявили, что самолёт совершит посадку в Домодедово вместо Шереметьево, над которым мы так упорно кружили.
Люди в салоне облегченно вздохнули - наконец-то хоть какая-то определённость - мы сядем!
Я думаю, что в подобной ситуации самое страшное - это неопределённость. Когда непонятно, что происходит, непонятно, чего ждать. Когда минуты растягиваются в часы, а заняться тебе нечем - заснуть ты уже не можешь, телефоны попросили отключить, так что игрушек нет...Остаётся только смотреть в окно да успокаивать соседку, которую трясёт от страха.
Мы благополучно сели в Домодедово. Радостные пассажиры повскакивали со своих сидений, похватали свои вещи , предвкушая скорый выход их надоевшей металлической посудины...
И тут -засада!
Трап подвезли, но никого не выпустили.
В салоне началась паника. Люди, которые так долго терпели страх, находящиеся в одном метре от долгожданной свободы и безопасности, начали возмущаться. Стюардессы пытались успокоить, но люди уже стояли в проходах, так что пройти по проходу было трудно.
И вот здесь я хочу вернуться к теме статьи - почему так важна человеческая коммуникация - паника начинается в тех ситуациях, когда непонятно, что происходит. Любой человек прежде всего хочет находиться в условиях безопасности.
И в данной ситуации лётный состав сплоховал - надо было заранее объявить пассажирам, что в Домодедово выпускать пассажиров не будут, потому что поскольку самолёт летит из-за границы, то таможня не имеет права его принимать.
Об этом сказали, конечно, но не через громкую связь - стюардессы, когда усаживали взволнованных пассажиров, объясняли это, а пассажиры уже передавали сообщение друг другу.
Одна женщина всё-таки добилась. чтобы её сняли с самолёта - у неё началась истерика, поднялось давление, и за ней приехала скорая помощь.
А нас благополучно дозаправили и полетели мы из Домодедово в Шереметьево, из Москвы в Москву.
Уже в Шереметьево от персонала я узнала, что в аэропорту была сильная гроза, молнии сверкали прямо над посадочной полосой, поэтому самолёты и не садились, что очень разумно.
Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно.
Ну почему бы не сказать пассажирам, что мы сядем в Домодедово, потому что в Шереметьево гроза? И что мы её там переждём, а потом вернёмся обратно? Любой нормальный человек понимает, что это делается ради его собственной безопасности.
Допускаю, что лётчики сами не знали, что в Домодедово нас не выпустят, тем более что для них эта ситуация тоже стрессовая. Хотя за полчаса полёта могли бы и выяснить...
Может, они сами перепугались? Ведь тоже люди...
Было ли страшно мне? Не сильно, поскольку я в такой ситуации уже была - больше часа кружил самолёт над Катманду. Там было намного страшнее- кругом горы, казалось, что самолёт просто не может посадочную полосу найти и вот-вот куда-нибудь врежется.
Я желаю вам удачных полётом и не бойтесь - если что то идёт не по плану, то, скорее всего, это для вашей же безопасности!