Найти в Дзене
Витрувиан

Виновны ли Скорпионы в развале СССР?

Готовя вторую публикацию о гимнах цветных революций (Часть I, об украинском майдане и сопровождающей его песне), нашел интересный материал. Немецкий обозреватель Владимир Каминер рассказал на сайте T-Online в мае 2021 года об одной из важных причин краха СССР. Каминер считает, что Советский Союз развалился не из-за недостатка продуктов, недовольства сложившейся экономической ситуацией, предательства элиты и тотального омещанивания советского человека. По мнению немецкого журналиста, немаловажную роль в этом процессе сыграла песня. Более того, Каминер считает музыку опасным оружием, способным угрожать и современной российской государственности. Поворотным моментом, десакрализирующим «социалистическую страну чудес» стало выступление популярной рок-группы Scorpions на фестивале «Рок против наркотиков», в простонародье называемый «Пчелы против меда» в 1989 году (а на западе известный как Moscow Music Peace Festival). К слову, помимо Scorpions, на той же сцене тогда выступали Оззи Осборн,

Готовя вторую публикацию о гимнах цветных революций (Часть I, об украинском майдане и сопровождающей его песне), нашел интересный материал. Немецкий обозреватель Владимир Каминер рассказал на сайте T-Online в мае 2021 года об одной из важных причин краха СССР.

Каминер считает, что Советский Союз развалился не из-за недостатка продуктов, недовольства сложившейся экономической ситуацией, предательства элиты и тотального омещанивания советского человека. По мнению немецкого журналиста, немаловажную роль в этом процессе сыграла песня. Более того, Каминер считает музыку опасным оружием, способным угрожать и современной российской государственности.

Поворотным моментом, десакрализирующим «социалистическую страну чудес» стало выступление популярной рок-группы Scorpions на фестивале «Рок против наркотиков», в простонародье называемый «Пчелы против меда» в 1989 году (а на западе известный как Moscow Music Peace Festival). К слову, помимо Scorpions, на той же сцене тогда выступали Оззи Осборн, Mötley Crüe, Cinderella, Bon Jovi и другие.

Считается, что именно участие в этом рок-фестивале вдохновило Scorpions на написание песни Wind of Change («Ветер перемен»), ставшей впоследствии и гимном сноса Берлинской стены, и гимном падения железного занавеса, а также песней, сопровождающей разрушение СССР.

Самое интересное, есть слухи, что позже один из сотрудников ЦРУ признался, что текст песни Wind of Change вокалисту группы Scorpions Клаусу Майне был предоставлен именно им. Спецслужбист утверждал, что существует целый отдел под названием «Боевая поэзия» (Fighting Poetry), в недрах которого этот текст и был разработан. По его словам, песня создавалась с единственной целью — навредить Советскому Союзу.

К слову, сам Клаус Майне эту конспирологическую теорию опровергает. Однако заявляет, что «[то, что люди верят в эти слухи] показывает, насколько влиятельной может быть музыка. Если они думают, что эта песня была инструментом, помогающим свергнуть коммунизм, то это просто подчеркивает силу музыки».

Меня в этом случае интересует не то, правдивы ли слухи об авторстве текста песни Wind of Change, а то, что действительно многие люди чувствуют, что музыка является мощнейшим инструментом воздействия, а также готовы ссылаться на ее влияние на глобальные общественные процессы.

Далее в своей статье Каминер обращается к современным реалиям. Он считает, что сегодняшней российской власти следует опасаться не рока, переставшего быть рупором, критикующим систему. На его место пришел рэп, считает немецкий журналист.

Рэп более привлекателен для современной молодежи, тексты рэперов более остро социальны, исполнители рэпа легко могут выступать на улице — они менее зависимы от наличия сцены. Однако рэп-версии Wind of Change пока не существует, поясняет Каминер.

(cc) Antonio Rull
(cc) Antonio Rull

На мой взгляд, влияние рэпа на умы современной молодежи может быть значительным. Однако есть ряд особенностей, не позволяющих рэпу стать музыкой протеста.

Во-первых, рэп — это скорее ритмическая основа, чем музыка как таковая. Попросите любого человека, слушающего популярную музыку напеть свою любимую песню и он худо-бедно напоет. Попросите любого, кто слушает рэп, исполнить что-то из репертуара его любимых исполнителей — сомневаюсь, что получится что-то вразумительное. Эта «музыка» не может быть духоподъемной, в ней нет мелодической части, способной пробудить дух. Энергию рэп-композиции дает ритм, харизма исполнителя, четкость и хлесткость исполнения, без этого рэп не работает.

Во-вторых, российский рэп, это крайне коммерциализированная, гламурная, китчевая, вторичная, позерская субстанция. Какие смыслы они могут предложить протестующим? Бабки? Телок? Тачки? Клубы? Понты? Собственное эго? Пытались уже «норковую революцию» сделать — смысловая нагрузка рэпа из того же ряда. Вызывает только недоумение.