Народные художественные промыслы - это составляющая русской культуры, её наследие, залог самобытности и самоидентификации, а также связующее звено между прошлым и будущим.
Таруса – город с населением 9 тысяч человек является центром народного художественного промысла – калужской цветной вышивки. Калужская перевить (вышивка) отличается яркостью, выразительностью и декоративностью.
Сто лет назад этот уникальный народный художественный промысел находился на грани исчезновения. С целью возродить цветную перевить в 1924 г. была организована Тарусская артель вышивальщиц, в создании которой деятельное участие принимали специалисты по народным художественным промыслам М.Н. Якунчикова (родственница художника В.Д. Поленова), Н.Я. Давыдова и художница М.Н. Гумилевская, которая с 1928г. по 1972 г. являлась бессменным художественным руководителем предприятия.
М.Н. Гумилевская за работой. 1925 г.
В первые годы существования артели мастерицы работали на дому; в 1929 г. была организована общая мастерская с разделением труда. До 1934 г. артель выпускала изделия только на экспорт: Столовое белье с тарусской вышивкой шло во Францию, Бельгию, Англию, Америку, Японию и Монголию. С 1934 г. расширяется ассортимент изделий для внутреннего рынка. В период Великой Отечественной войны артель потеряла все, что имела. Здание было разрушено бомбардировками, оборудование, инвентарь, образцы, рисунки, машины – все было расхищено. После оккупации пришлось «заводить все заново», молодые мастерицы во время послевоенной разрухи и голода восстанавливали фабрику своими силами – делали взносы, строили, покупали новое оборудование. Такова была любовь к своему делу у тарусских мастериц.
Ряд публикаций Константина Паустовского 1950-1960-х годах («Городок на реке», «Судьба маленького города», «Письмо из Тарусы» [1]) позволили фабрике получить новое большое трехэтажное здание в центре города.
Русская вышивка делится на два основных типа: «верхошвы» - вышивку на сплошной ткани и «строчевую» («сквозную») – вышивку по ткани, превращенной выдергиванием нитей в своеобразную сетку. Было время, когда она встречалась на Руси повсеместно. Именно к строчевой вышивке и относятся цветная перевить и белая строчка-перевить, распространенные на калужской земле (местное название – «вырезы»). Народное вышивальное мастерство достигло здесь высокой степени совершенства. В крестьянском искусстве «вырезами» украшали чаще всего передники и полотенца. Их отличительная особенность – белые узоры на красном сквозном фоне. Часто узоры расцвечены небольшим вкраплением в вышивку нитей синего, желтого, зеленого цветов.
Калужская вышивка отличалась богатством орнаментальных мотивов: птицы с пышными хвостами и изогнутыми шеями, расположенные гуськом, вереницей или вперемешку с кустами, елочками; женские фигуры, по-местному - "куколки”, или "солдатики”, всадники на сказочных конях, барсы с поднятой лапой и закрученным на спину хвостом и т.д. Среди геометрических мотивов встречались ромбы, треугольники, цветочные розочки.
Читайте далее на нашем сайте:
https://slavradio.org/public/kalujskaya-perevit/
Автор: Наталия Сергеевна Задонская (Велеславия)
ПОДДЕРЖАТЬ РАДИО http://slavradio.org/charity.html
"Народное Славянское Радио " - это просветительский проект, созданный для изучения родной культуры. У нас нет инвесторов и рекламы.
Мы существуем исключительно на добровольном вкладе слушателей. Любая сумма - для нас помощь!
МЫ В ИНТЕРНЕТЕ:
http://slavradio.org
https://vk.com/slavmir_org
https://ok.ru/group/57560761958435
https://fb.com/groups/NarodSlavRadio
https://t.me/slavyanskoeradio
https://www.instagram.com/slavradio_org/
https://bastyon.com/slavradio