Продолжение. Начало тут и тут.
А надо сказать, что для т. Сталина кино являлось одним из важнейших инструментов пропаганды исторических знаний. И для каждого периода истории Советского государства выходили наиболее актуальные на тот момент фильмы из русской истории. В военный и предвоенный период - "Суворов", "Кутузов","Александр Невский". В середине 40-х начале 50-х "Адмирал Нахимов", "Ушаков", где главные враги Англия и Франция. Борьбе с "низкопоклонством перед Западом" и "безродным космополитизмом", утверждению приоритета России в науке служили фильмы о Мичурине, Пирогове, Павлове, Попове.
Как писал Константин Симонов о т. Сталине
Он не фантазировал на темы о том, как и каким надо изображать современного человека. Он брал готовую фигуру в истории, которая могла быть утилитарно полезна с точки зрения современной политической ситуации и современной идейной борьбы.
Так почему же т. Сталин негативно отнесся ко второй серии "Ивана Грозного"? Ведь сценарий он согласовал. В те времена очень строго относились к экранизации сценариев. Практически все они проходили проверку в соответствующих инстанциях, утверждались. Один экземпляр сценария прошнуровывался и опечатывался, и режиссер не имел права без согласования с автором сценария и соответствующими инстанциями внести во время съемок никаких своих изменений.
В литературном, почти двухсотстраничном сценарии Эйзенштейна все было в соответствие с госзаказом. Великий государь, говорящий правильными лозунгами о силе государства в его единстве. Коварные бояре-олигархи, желающие жить по старинке и плетущие вокруг царя заговоры с целью его убийство. Выходцы из простого народа, царские верные соратники-опричники, готовые жизнь положить за царя.
Но вот только эти правильные диалоги были сняты Эйзенштейном во второй серии таким образом, что вызвали неприятие т. Сталина. Не того он ожидал.
Вторая серия начинается с возвращения Ивана Грозного из Александровской слободы в Москву. Облеченный мандатом народного доверия, он теперь может без оглядки на старые уклады жизни начинать репрессии против изменников.
А сзади него двое его главных подручных. Верный "рыжий пес" Григорий Лукьянович Бельский, по прозвищу Малюта Скуратов, и красавчик Федор Басманов. Малюту играет М. Жаров, здесь он несколько повторяет своего Алексашку Меншикова, а Басманова - Михаил Кузнецов. Кузнецов в этом фильме просто невероятно красив, Голливуд отдыхает.
А дальше следуют казни бояр-изменников, которые в связь с врагами-поляками вступили через изменника Курбского. Тут уже Эйзенштейн прямые аллюзии включает на свою современность Вот уже и "тройка" для вынесения приговоров создана. Малюта, Федька и князь Афанасий Вяземский.
И Малюта, небрежно скинув кожушок, "во имя отца, сына и святого духа", прямо как "именем Российской Советской Социалистической Федерации", только вместо герба, над ними суровый божий лик, рубит мечом головы изменникам.
Но, если опричники ни разу не сомневаются в своей правоте, то царя раздирают противоречия. Имеет ли он право судить бояр и предавать изменников казням. Пытается найти поддержку у своего единственного друга молодости митрополита Филиппа Колычева. Но Филипп на стороне заговорщиков. Требует распустить опричнину и прекратить казни. И в страшном смятении царь Иван. Как глубоко верующему христианину, ему чужды эти смертоубийства, но как царь он должен охранять государство от врагов.
Мало казней, надо больше, так как враги не сдаются. Самый главный враг Ивана в фильме княгиня Ефросинья Старицкая. Мать двоюродного брата Ивана Грозного Владимира Старицкого. Она мечтает посадить на престол своего сына. Она отравила царицу Анастасию, готовит убийство Ивана Грозного. На ее стороне и митрополит Филлип, епископ Пимен, большинство бояр.
И вроде бы царь Иван во всем прав. И заговоры изменников вокруг него плетутся, и убить его хотят, чтобы власть захватить, и Русь опять на удельные княжества поделить. А этого только и ждут враги России. Вот хотя бы этот, почти оперетточного вида польский король Сигизмунд, которому изменник Курбский отдает свой меч.
Враги только и ждут, чтоб распавшуюся Россию загнать из Европы в азиатские степи. А русских сделать своими холопами.
И совершенно прав в своей борьбе за единство страны Грозный. Вот именно такого царя и должен был показать на экране т. Эйзенштейн для т. Сталина. Для т. Сталина Иван Грозный был правителем, при котором размеры страны увеличились вдвое, население выросло в полтора раза. Проведены прогрессивные судебные и административные реформы. Основано 155 городов и крепостей. Создана система общеобразовательных школ, началось книгопечатание.
Но т. Эйзенштейн еще с гимназии усвоил, что Иван Грозный - кровавый тиран, несмотря на все то хорошее, что он сделал. До революции царила история Карамзина. А каковы же были источники, на которых основывался в своих заключениях Карамзин?
А это воспоминания изменника Курбского, двух ливонцев - Таубе и Крузе, которые сначала изменили Ливонии, служили шпионами у Грозного, потом изменили Грозному и перебежали к польскому Сигизмунду. Мемуары двойного изменника поляка Шлихтинга, который сначала изменил Польше, а потом изменил России. Воспоминания немецкого наемника Штадена, служившего в опричнине, которые "всплыли" из неизвестности только в 19 веке, скорее всего фальшивка. Еще один автор - итальянец Гваньини служил у Сигизмунда, в России не был, записывал рассказы эмигрантов-иэменников.
Вот на этих русофобских сочинениях изменников и иностранцев, где царь представлен кровавым садистом, и написана история Карамзина об Иване Грозном. И как же было Эйзенштейну все-таки выразить свое мнение о царе, как о кровавом тиране?
А он сделал это в финале второй серии, сняв в цвете, а до этого фильм был черно-белый, сцену дикого гульбища опричников во главе с Иваном Грозным. Чтобы показать кто такой царь, достаточно показать основную массу его соратников-опричников в виде дегенератов и дебилов.
Эта сцена опричного гульбища сразу же была воспринята т.н. "творческой интеллигенцией", как главное доказательство тирании Грозного. Вот он - самый настоящий ад, в котором веселятся черти во главе со своим Люцифером, падшим ангелом, восставшим против Бога. Люцифер - это Иван Грозный, который был проклят слугой божьим митрополитом Филиппом.
И еще нужна была хотя бы одна невинная жертва царя Ивана. Все предыдущие на роль невинного агнца не подходили - все сплошь изменники бояре. И эту жертву сочиняет Эйзенштейн. Это двоюродный брат царя, дурачок, удельный князь Владимир Старицкий. Старицкого играет Павел Кадочников.
Невинный дурачок, убитый злобным царем - лучшее обвинение Грозному. Вот только не убивал его Грозный. Убил Владимира слуга его матери Петр Волынец, которого послала Ефросинья убить царя.
В итоге Ефросинья попалась в собственную ловушку. Петр Волынец по ошибке убил Владимира, приняв его за царя, так как царь обрядил Владимира в царские одежды. Но поскольку Ефросинья женщина и мать, и запела жалобную песенку над трупом сына, то ее должно быть очень жалко, несмотря на то, что настоящий убийца она. Но надо же Ивана Грозного сделать убийцей невинного агнца, надо же показать его зверем кровавым, вот Эйзенштейн это и сделал. Хотя и не такой уж невинный этот агнец. Он знамя боярского заговора. Его символ. И смерть Владимира очень выгодна царю. Но пусть все будет, как задумала Ефросинья.
А в конце фильма Иван Грозный под сияющим божьим ликом с торжеством объявляет, что с врагом внутренним покончено, теперь обнажим меч на врага внешнего "Не дадим в обиду Русь!". Это последние слова в этом фильме.
Так что, не было у Эйзенштейна никакого умысла на обличение т. Сталина. Просто у него была одна версия истории Ивана Грозного, а у т. Сталина - другая. И вот такую фигу в кармане и соорудил т. Эйзенштейн т. Сталину.
И т. Сталин это понял. И потому не дал команду стереть режиссера в лагерную пыль, а пригласил к себе в Кремль вечерком попить чаю. Уж извините, но об этой уникальной беседе в четвертой части.
#кино #cccp #искусство #культура #история
Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.