📅 Звуковой Календарь 08/09/2021
180 лет назад родился Антонин Дворжак - первый чешский композитор, добившийся всемирной известности. В своем творчестве, относящемся к периоду романтизма, Дворжак активно использовал фольклорный материал, и его, наряду с Бедржихом Сметаной, называют основателем чешской национальной музыкальной школы.
Он родился в богемской деревне Нелагозевес, стоящей на левом берегу реки Влтавы, и был самым старшим ребенком в семье из девяти детей. Его отец Франтишек владел мясной лавкой, торговал пивом и снимал постоялый двор, а еще умел играть на цитре. Мелодии, которые он наигрывал, стали первыми музыкальными впечатлениями Антонина, и, заметив его интерес, родители купили ему маленькую скрипку. Основам игры его обучил отец, а затем он учился у Йозефа Шпица — педагога и умелого музыканта. Он делал успехи и уже скоро стал выступать перед гостями отца, на мессах и в костелах соседних деревень.
Отец хотел, чтобы Антонин, как и он сам, стал мясником и трактирщиком, но обращал внимание и на его выдающиеся музыкальные способности. В двенадцатилетнем возрасте его отправили в город Злоницы к семье дяди, где он начал учиться мясничному делу и возобновил занятия музыкой: изучал гармонию, игру на органе и фортепиано, написал свои первые польки. Важную роль в судьбе Дворжака тогда сыграл кантор Антонин Лиман, который не только обучал его, но в 1857 г. добился того, чтобы Франтишек Дворжак освободил сына от семейной профессии и позволил отправить его в школу органистов в Праге для совершенствования музыкальных навыков.
Обучаясь на двухгодичных курсах в Праге, Дворжак понял, что его призвание — творчество. Освоив ряд музыкальных дисциплин, он в 1859 г. хорошо сдал выпускные экзамены и блестяще выступил на них с прелюдией и фугой собственного сочинения.
Окончив курсы, Дворжак решил устроиться в Праге и получил место альтиста в частной капелле Карла Комзака. Вскоре в Праге открылся Временный театр, в который Дворжак перешел с другими музыкантами Капеллы. Начался непростой период в его жизни. В Праге имени Дворжака не знали, средств на жизнь едва хватало, поэтому он брался и за другие связанные с музыкой заработки, включая частное преподавание. На сочинение же времени оставалось мало, а иногда не было даже денег, чтобы купить бумагу. Из произведений, которые Дворжак написал в 1860-е гг., сохранились единицы, в том числе потому, что сам композитор имел обыкновение избавляться от прошлых сочинений, которые ему не нравились. Одно из сохранившихся — цикл «Кипарисы» из 18 песен на тексты Г. Пфлегер-Моравского. Дворжак написал его в 1865 г. под впечатлением от безответной любви к своей ученице Жозефине Чермаковой. Позднее, в 1873 г., он женился на ее младшей сестре Анне — пианистке и певице, которая тоже училась у него. Первые годы брака были неустойчивыми как из-за финансовой стесненности, так и потому, что первые три ребенка, родившиеся в семье, умерли. Но в 1878 г. у Дворжаков родился первый здоровый ребенок, а позже родились еще пять детей.
Первая композиторская слава пришла к Дворжаку в начале 1871 года с комической оперой «Король и угольщик», которую готовились поставить во Временном театре. Ее партитура очень понравилась Людевиту Прохазке — пианисту и композитору, влиятельному «защитнику всего талантливого в искусстве». О готовящейся постановке и талантливом Дворжаке он рассказал в музыкальной газете «Гудебни листы», и с тех пор активно пропагандировал его музыку. Кроме того, Прохазка любил народную чешскую музыку и всячески способствовал ее продвижению. Откликаясь на его инициативы, Дворжак и получал хорошие отзывы в прессе, и все больше ориентировал свой творческий интерес на национальную музыку.
На волне этой первой популярности Дворжак, чтобы целиком посвятить себя творчеству, ушел из театра. В течение 1870-х гг. он написал ряд опер, много камерных инструментальных и вокальных сочинений, а в 1875 г. получил государственную стипендию, которую выдавали талантливым и бедным деятелям искусства. Ходатайствуя о ней годом ранее, Дворжак представил 15 своих сочинений, включая две симфонии.
Постепенно Дворжак стал признанным главой чешской музыкальной школы и получил признание за пределами Чехии. Не последнюю роль в этом сыграло знакомство с композитором Иоганнесом Брамсом. Он не только помогал Дворжаку советами, но и свел с влиятельным берлинским издателем Фрицем Зимроком. «Моравские дуэты» и первый сборник «Славянских танцев», опубликованные в 1876 и 1878 г. в издательстве Зимрока, принесли композитору широкую известность, признание ведущих критиков, музыкантов и дирижеров. В 1884 году он впервые и с большим успехом выступал в Англии, а в 1890 г. выступил в Москве и Петербурге с двумя концертами, организованными при поддержке его друга П. И. Чайковского.
В 1892 г. Дворжак принял пост руководителя новообразованной Национальной Консерватории в Нью-Йорке. В Америке в 1983 г. он написал свою последнюю и самую известную Девятую симфонию «Из нового света». В ней он сохранил национальный колорит, но при этом использовал и элементы, характерные для музыки местных народов. Проведя в Америке несколько плодотворных лет, Дворжак соскучился по родной Богемии и вернулся в 1895 г. Там, в последние годы жизни, он преподавал, а с 1901 г. и руководил Пражской консерваторией, написал несколько струнных квартетов и симфонических поэм, и три оперы.
Послушайте Сонатину для скрипки и фортепиано Антонина Дворжака в исполнении Н. Н. Забавникова (скрипка) и Н. С. Забавниковой (ф-но). Это сотое сочинение композитора, которое он сначала посвятил дочери Отилии и сыну Антонину, а затем распространил посвящение на всех своих детей.
Запись 1966 г. доступна для прослушивания на нашем сайте:
🔈 http://ргафд.рф/callendar/08-09-2021
Российский государственный архив фонодокументов располагает широким диапазоном звуковых материалов. В рубрике «Звуковой календарь», мы будем знакомить вас с разнообразием хранящихся в архиве документов.