Найти тему
Несущийся ветер

Бережливость: второе сокровище Лао-Цзы

В книге Лао-Цзы есть такие слова: "в древности говорили: сумеешь склонить голову, сумеешь сберечь себя". Для того, кто понял смысл сказанного, нет нужды разъяснять его, у того, кто не понял, вряд ли получится понять даже с разъяснениями. Поэтому все толкования бессмысленны. Они могут помочь лишь тем, кто движется к пониманию, кто жаждет его. Тем, кто из непонимающего хочет стать постигшим.
Для них, и для самого себя, потому что я и сам двигаюсь к истине в процессе написания этих заметок, мне хочется поговорить сегодня об этом.
Склонить голову, чтобы сберечь себя. Лао-Цзы называет три сокровища, которыми должен обладать совершенномудрый:
1. любовь
2. бережливость
3. не отваживаться вести за собой людей
В его понимании бережливость - это сокровище, которое не доступно большинству людей, и только человек, живущий с истиной понимает насколько важно быть бережливым. В современном мире бережное отношение заменено небрежностью. Она проявляется практически в отношении всего: природа, другие люди, наше собственное тело. Сбережениями называются деньги, лежащие на счете в банке. Возможно, только по отношению к ним у людей осталось то, что можно с натяжкой назвать словом "бережливость".
С чего начинается бережливость? С настоящего момента. Эго небрежно потому, что оно не может быть в настоящем, само эго не настоящее- это иллюзия. Поэтому оно вынуждено поступать небрежно ко всему, что находится в настоящем и таким образом пренебрегать не только содержанием настоящего момента, но и самим моментом сейчас. Поэтому момент сейчас ничего не стоит в глазах эго. Поэтому оно обращается с ним с небрежностью. Попробуйте проявить бережливость по отношению к тому, что вас окружает. Можно начать, например, с дыхания. Иногда, когда у меня получается следить за своим дыханием, я наблюдаю за тем как дышат другие люди. Их дыхание - это их ритм, в котором они живут. Чаще всего дыхание людей мелкое и поверхностное, как у небольшого животного. Это происходит из-за отсутствия понимания о важности дыхания, о том, насколько сильно дыхание может повлиять на жизнь человека. Сегодня я решил дышать осознанно, отнестись к своему дыханию бережно и мир вокруг поразительным образом преобразился уже после нескольких минут. Я знаю, что если буду бережно относится к своему телу, к дыханию, то к концу дня буду чувствовать себя великолепно. Я смогу лечь спать с радостным настроением и, возможно, у меня получится, пронести это настроение через всю ночь и проснуться с ним и улыбкой на лице. Возможно, открыв глаза, осознанное дыхание будет первым, что встретит меня в новом дне.
Мне очень нравится роман Достоевского "Идиот". Князь Мышкин сказал примерно такую фразу: "... я ложился спать очень довольным, а просыпался еще счастливее". Это выглядит почти фантастично. Часто ли вы встречаете человека, который мог бы сказать то же самое? Часто ли вы сами ложитесь спать и встаете так же? Неужели это неестественно для человека- быть очень довольным?
Все дело в том, что мы относимся небрежно к настоящему моменту, и тем самым к самим себе, потому что суть каждого из нас неотделима от настоящего момента, от радости бытия.
Иногда, в моменты тишины я замечаю то, что раньше казалось чем-то незначительным. Например, вышитый рисунок букета цветов на диванной подушке или все что угодно. Большая часть того, что содержится в настоящем моменте, остается незамеченной нами, потому что является недостаточно интересной. Мы стали зависимы от сильных впечатлений, поэтому слабые впечатления, такие как сидение на диване, кажутся нам смертельно скучными.
Экхарт Толле в одном из своих интервью рассказывает о людях, которые принимают ЛСД, а потом замечают те вещи, на которые раньше не обращали внимания:
-"Вау! Чайник!"
Под воздействием веществ, разум отступает на время и реальность практически "бросается" всем своим содержанием на человека. Экхарт Толле не рекомендует ЛСД, или другие наркотики, в них нет никакой необходимости. Они дают лишь временное освобождение, а затем мышление возвращается и все повторяется снова.
Почему бы вместо того, чтобы пытаться прорваться сквозь пелену мыслей к реальности с помощью препаратов, не начать бережное отношение с настоящим моментом?
Тот, кто сумеет склонить голову, сумеет сберечь себя. Это выражение может быть понято двояко: во-первых, человек, который склоняет голову перед другим человеком, чтобы сохранить свою жизнь. Это значит уступить, склониться, принять более высокое положение другого человека, принизить себя, не противостоять силе- это путь к сохранению жизни. Лао-Цзы жил в смутные времена, период борющихся царств. Каждый правитель хотел быть выше другого и подчинить его земли себе. Склонить голову перед одним правителем, который захватил городок, затем перед другим, если власть переходит к другому- вот способ сохранить себя.
Есть у этого выражение и более глубокий смысл. Склонить голову значит уступить, необязательно требованиям другого человека, уступить требованиям событий настоящего момента. Не нужно бороться с жизнью, уступи, чтобы продвинуться, тогда сохранишь себя, останешься невозмутимо спокойным. Это и есть сохранение себя, потому что когда ты начинаешь противостоять жизни, то появляется две силы: ты и жизнь, которой ты противостоишь. У маленького человека и шансы тоже маленькие. Реальность очень мягкая, она уступит требованиям, но в результате, получив что-то, не сможешь сохранить себя, как безмятежность, как радостную целостность бытия. Ты против жизни, а жизнь продолжает протягивать к тебе руки, в ожидании, когда твои кулаки разожмутся и возьмут их. Тогда вы сможете закружиться в прекрасном танце жизни.
Недавно я начал смотреть дораму "Альянс советников". В ней повествование идет о жизни выдающегося человека времен Троецарствия в древнем Китае- по имени Сыма И. Я решил упомянуть о нем, потому что Сыма И тот человек, который сказанное Лао-Цзы смог реализовать в жизни. Он хотел сберечь себя, свою семью, которая жила среди дворцовых интриг того неспокойного времени и его руководящей тактикой стало "склонить голову". В итоге этот человек после многих лет службы станет основателем новой династии, объединившей впоследствии Китай. Она будет известна под названием династия Цинь. А начало его карьеры происходит на императорской конюшне, которую он считает спокойным местом и принимает назначение "ходить за лошадьми", склонив голову. Он уже в то время имел славу очень умного, хитрого человека и если бы обладал развитым эго, то не смог бы стерпеть такого назначения или испытывал бы постоянное недовольство, убирая за лошадьми. Но он очень счастлив на конюшне, радуется тому, что сумел сохранить себя. Это ли не величайшее счастье?
Сохранил себя дважды: и как человека- остался жив, и как мудрого человека- остался доволен и спокоен.
Прекрасная иллюстрация мудрого человека, есть чему поучиться.
Бережливость упоминается не только у Лао-Цзы, в христианстве фраза "спаси и сохрани" тоже указывает на необходимость быть бережливым. "Спаси себя", от чего себя спасать? Если так сказано, значит где-то есть опасность, которая остается незамеченной. Может быть я уже попался в ловушку из которой нужно себя спасти? Так оно и есть. Эти ловушки эгоического ума повсюду, избежать их не просто, но если сумел спасти себя от них, сумей и сохранить себя, продлить свое спасение, чтобы больше не попадаться в них. Неосторожный человек обязательно угодит снова в ловушку, созданную умом для ума. Стоит перестать дышать осознанно и уже через несколько минут мысли снова начнут возвращаться, сгущаясь темными тучами в сознании, заслоняя собой реальность.
Сохранить, сберечь себя среди мира, полного ловушек, искушений, это все равно что стать искателем приключений, отправившимся в экспедицию за реликвиями в древний храм. Что-то вроде фильма про Индиану Джонса. Только настоящий герой, верный своему пути, своей цели сможет не угодить в опасность, сберечь себя.
Чжуан- Цзы написал примерно такие слова: " прожить жизнь полную радости и не сгинуть на половине пути- вот истинное счастье". Не сгинуть на половине пути... Как легко погибнуть в наше время, будучи неосторожным. Я слышал историю о человеке, который много курил и умер от рака легких, когда ему было чуть больше пятидесяти. Мой отец погиб от кровоизлияния в мозг, которое произошло из-за того, что его ударили по голове. Таких историй, к сожалению, очень много.
Люди не отличаются бережливостью- может быть изменив это в своей жизни мы сможем сделать так, чтобы это неправильное правило в жизни общества тоже изменилось?